nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IT-компании Китая все более активно выходят на фондовый рынок США


IT-компании Китая все более активно выходят на фондовый рынок США
Сам по себе этот процесс начался еще в 2012-2013 годах. Однако именно в 2014 году китайцы всерьез настроены поставить на фондовом рынке США целый ряд рекордов по объему привлеченных средств. Американские фондовые биржи, такие как NYSE и NASDAQ, пока относятся к IPO китайских IT-гигантов вполне благосклонно.

Мода на IPO

Китайское государственное информагентство «Синьхуа» готовится провести IPO (первичное размещение акций, т. е. выход на фондовую биржу) своего интернет-подразделения – Xinhuanet. В рамках размещения агентство планирует привлечь 1,5 млрд юаней ($230 млн), выпустив 51,9 млн новых акций; само IPO должно пройти на Шанхайской фондовой бирже.

Xinhuanet публикует новости на десяти языках мира, используя безграничные возможности своей материнской компании – агентства «Синьхуа» (4,5 тыс. журналистов и 180 корпунктов по всему миру). Чистый доход Xinhuanet в 2013-м составил 167 млн юаней при обороте 456 млн юаней. Основной источник дохода – реклама.

Раньше, еще в 2012 году, прошло IPO сайта people.com.cn – онлайн-подразделения главной китайской газеты, органа ЦК Компартии Китая «Жэньминь жибао». IPO интернет-версии центрального органа китайских коммунистов принесло 1,4 млрд юаней. А не так давно мобильное подразделение Китайского национального радио – CNR Mobile – заявило о планах провести IPO на бирже в Шанхае.

Все это – часть целенаправленной политики властей Китая, поощряющей выход на фондовую биржу онлайн-подразделений своих основных СМИ. Такой подход сокращает бремя финансирования проектов и делает их более конкурентоспособными на постоянно растущем рынке онлайн-СМИ.

Та же государственная политика теперь стимулирует проведение IPO различными IT-компаниями китайского происхождения. Однако Китай «славится» не только уникальными темпами экономического роста, но и самым высоким в мире уровнем корпоративной задолженности. Проще говоря, его внутренний фондовый рынок крайне мало жизнеспособен. Именно поэтому власти страны «рекомендуют» своим IT-компаниям проводить IPO в США и Европе.

И вот недавно – в конце мая – второй по величине китайский интернет-магазин JD.com (Jingdong Mall) привлек $1,78 млрд в ходе первичного размещения акций на американской фондовой бирже NASDAQ. Ценные бумаги были выставлены по более высокой цене, чем планировалось изначально (по цене $19 за штуку вместо планировавшегося интервала от $16 до $18), было продано около 93,7 млн американских депозитарных акций, вся компания была оценена в более чем $25,7 млрд. По объему привлеченных средств IPO JD.com стало крупнейшим из числа китайских компаний, выбравших американский фондовый рынок.

JD.com – второй по величине игрок на китайском рынке электронной коммерции после концерна Alibaba. JD.com занимает примерно 17,5% китайского рынка, исходя из объема транзакций. В 2013-м выручка компании составила $11,45 млрд – при этом, по оценке eMarketer, объем рынка e-commerce в Китае по итогам 2014 года превысит $180 млрд.

За деньгами через Тихий океан

Помимо JD.com, свое IPO на американских биржах в 2014 году планируют провести: Alibaba (около $17,5 млрд), Sina Weibo (китайский аналог Twitter, $500 млн), iQiyi (сервис видеотрасляций, «дочка» Baidu, $5,5 млрд), Dianping (аналог Yelp, $4 млрд). Хотя, конечно, это наверняка не полный список – но китайский бизнес слишком непрозрачен, чтобы по нему можно было строить прогнозы. Ну а первым в 2014 году IPO на NASDAQ провела китайская Tarena International, работающая в сфере онлайн-образования. Ее капитализация выросла на 20% за один день торгов на NASDAQ.

Иностранные деньги нужны китайским корпорациям, чтобы продолжать рост. Да, Китай остается экономическим гигантом, но только в марте этого года экспорт из КНР сократился на 6,6% в год, импорт – на 11% в год. Но пока промышленных гигантов на Запад за деньгами власти особо не пускают – «разведку» ведут интернет-компании, а также компании из сферы досуга и развлечений. В 2013 году на IPO вышли 30 китайских компаний из этой сферы, из них 6 в США, 4 в Гонконге, включая частные киностудии Bona и Huayi Brothers.

Одной из первых китайских компаний онлайн-сектора, добившихся успеха на фондовом рынке США, стала YY Inc. YY получает доход, продавая в Сети музыку, онлайн-игры и разнообразные премиум-подписки. Платформа YY состоит из YY Client, YY.com, Duowan.com и Mobile YY. К играм продаются токены и виртуальные товары. К премиум-подписке прилагаются эксклюзивные аватары, шрифты, рингтоны. Дополнительно компания пробует монетизировать онлайн-обучение, музыкальные ТВ-шоу, другие виды игр. Число активных пользователей YY за месяц составляет 87,2 млн, но из них премиальных пользователей только 705 тысяч.

Когда-то YY начинала с торговли онлайн-рекламой, на которую приходилось до 58% прибыли. Затем она нарастила долю онлайн-игр в продажах до 67%, потом внедрила YY Music, сократив долю рекламы до 27%, и сейчас равномерно распределяет активность между онлайн-играми (до 40%), музыкой (до 35%) и рекламой (14%), а также премиум-атрибутами (10%).

На YY похожи и некоторые другие китайские IT-компании, например, Tencent, также задуманная как социальная сеть и получающая большую часть выручки от пользователей.

В 2013 году на Нью-Йоркской фондовой бирже разместил свои акции на $100 млн китайский онлайн-ритейлер LightInTheBox Holdings. Также свои IPO в Америке провели китайский портал для путешественников Qunar.com, производитель микропроцессоров Montage Technology и разработчик приложений для мобильных устройств 3G.cn & Go Launcher, интернет-ритейлер Vipshop Holdings.

Alibaba идет на рекорд

Опираясь на опыт других интернет-компаний, крупнейший китайский интернет-холдинг Alibaba Group выходит на IPO, собираясь привлечь крупнейший в истории объем средств, обогнав по этому показателю Visa и Facebook. Если такое произойдет, то американская интернет-корпорация Yahoo! – акционер Alibaba – сможет догнать своего главного конкурента – Google.

«Alibaba – это самая успешная в мире история роста в интернет-торговле», – говорит аналитик Piper Jaffray Юджин Мюнстер. В самом деле, сегодня холдинг Alibaba контролирует 80% китайского рынка онлайн-торговли. По оценкам Bloomberg, стоимость Alibaba составляет $168 млрд, то есть она – вторая по размерам в мире среди интернет-компаний после американской корпорации Google. Другие аналитики оценивают китайского гиганта еще дороже: в $200 млрд.

Alibaba Group планирует продать на бирже около 12% своих акций; при этом Yahoo!, один из основных акционеров Alibaba, собирается продать 208 млн акций – порядка 40% своей доли в холдинге. Это может принести Yahoo! более $10 млрд и, соответственно, увеличить денежные активы компании более чем вдвое. Всеми делами, связанными с IPO Alibaba Group, занимаются международные банки – Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, J.P. Morgan и Morgan Stanley. Размещение будет проводиться на NYSE, хотя Alibaba Group пока не указывает даты проведения IPO. Точные данные о количестве и стоимости акций будут представлены ближе к самому IPO, но, по оценкам экспертов, компания может получить более $20 млрд.

«Если Alibaba сможет выйти за пределы Китая, у нее есть потенциал, чтобы стать настоящим ядром мировой электронной торговли, – считает ведущий аналитик и основатель Recon Analytics Роджер Энтнер. – Раньше все думали, что таким центром может стать Amazon, но в свете текущих событий мы должны признать, что Amazon является крупнейшей компанией в этой отрасли в США – но не в мире».

Есть, впрочем, и аналитики, которые считают, что будущее Alibaba выглядит неустойчивым, и быстрые темпы роста выручки Alibaba - обманчивы. «Они заняли место на рынке интернет-торговли, когда других игроков в Китае попросту не было, – говорит аналитик Forrester Келланд Уиллис. – Но теперь в годовом исчислении доля холдинга на рынке уменьшается».

Основной конкурент Alibaba Group – компания Tencent, которая имеет капитал и технологии, позволяющие серьезно повлиять на стоимость Alibaba. «Во-первых, Tencent занимает доминирующее положение на рынке смартфонов, за которым будущее и на котором довольно слабы позиции Alibaba, – говорит профессор экономики из Пекинского университета Джеффри Тоусон. – Во-вторых, Tencent владеет существенной долей второго по размеру игрока на рынке интернет-коммерции Китая, JD.Com. Его доля на рынке составляет 18%, поэтому если какая-то компания и сможет в ближайшие два-три года отнять место у Alibaba и занять от 20 до 30% рынка, то это будет Tencent».

Для справки

Компания Alibaba Group была основана в 1999 году бывшим учителем английского языка Джеком Ма. Сегодня холдинг владеет популярными интернет-магазинами: Taobao.com (C2C – розничная интернет-торговля, безусловный лидер на рынке), Tmall.com (ведущий B2C-портал), Etao.com (поисковая товарная система), Alibaba.com (ведущий портал B2B в Китае, ежегодно на нем продается товаров на $180 млрд), китайским сегментом Yahoo!, а также собственной платежной системой Alipay. Кроме того, Alibaba принадлежит мобильная ОС Aliyun. В 2013 году общий объем сделок на платформах Alibaba составил $248 млрд, а количество активных покупателей выросло до 231 млн.

В последнее время Alibaba активно инвестирует в смежные секторы бизнеса. Весной Alibaba купила 18% акций главного китайского сервиса микроблогов Sina Weibo. В конце мая Alibaba вместе с другими инвесторами создала компанию Cainiao Network Technology, которая займется выстраиванием логистических цепочек внутри КНР (общий объем инвестиций в этот проект оценивается почти в $50 млрд). 4 июня Alibaba завершила покупку музыкального сервиса Xiami, который был сразу интегрирован в структуру Taobao.

В мае 2012 года в Alibaba сменилось руководство. Основатель и бессменный CEO холдинга Джек Ма уступил место другому ветерану компании – Джонатану Лу. «Я стал слишком стар для интернет-бизнеса», – заявил Джек Ма журналистам. Впрочем, наверняка слукавил – ему принадлежат 7,4% акций холдинга, и он остался его президентом.


авторы
Антон Платов
номер
2014/25, 2014/26

Еще из раздела it бизнес
IT-бизнес: всех спасет Google? IT-индустрия: без летнего отдыха Последует ли RIM примеру IBM и Motorola? Microsoft покупает компанию Yammer
© 2016 PressEnter