nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Facebook накануне IPO: «пузырь» или мегапроект современности?

Facebook накануне IPO: «пузырь» или мегапроект современности?  Именно этот вопрос сейчас мучает крупных и мелких инвесторов, планирующих приобрести акции крупнейшей в мире соцсети в ходе ее IPO, назначенного на конец этого мая. Facebook готовится к первичному размещению акций, рассчитывая получить от инвесторов $10 млрд – крупнейшую сумму в истории мировой IT-индустрии. Цифры оценки компании колеблются в районе $100 млрд. На вторичном рынке, по мере приближения сроков IPO, котировки акций доходят до уровня, соответствующего оценке компании в $105 млрд.

Организаторами первичного размещения акций Facebook стали крупнейшие американские банки – Morgan Stanley, JPMorgan, Goldman Sachs, Bank of America-Merrill Lynch, Barclays Capital и Allen & Company.

Эксперты этих финансовых гигантов уверены, что IPO Facebook пройдет успешно. Они называют три основных типа инвесторов, которые будут приобретать акции соцсети. Первый тип финансисты традиционно называют «фермеры из Айдахо». Это мелкие частные инвесторы, которые покупают акции чего-то модного, статусного, о чем рассказывают по телевизору. Второй (прямо противоположный) тип – профессиональные инвесторы, управляющие чужими деньгами в разного рода инвестфондах и финансовых компаниях. Это люди, которые должны инвестировать в модный тренд, иначе их уволят. И третий тип инвесторов – те, кто прежде хотел, но по тем или иным причинам не мог инвестировать в эту интернет-компанию. Таких людей очень много, так что спрос на акции Facebook будет.

Однако многие инвесторы, особенно за пределами США, считают, что Facebook переоценен и не стоит столько, сколько за него попросят в рамках планируемого IPO. В частности, в России такие оценки прозвучали на недавней встрече экспертов, посвященной обсуждению перспектив IPO американской компании. «Facebook действительно переоценен, – считает совладелец онлайн-супермаркета WikiMart.ru Максим Фалдин. – Инвесторы, которые зарабатывают на IPO компаний, ожидают отдачи в 2-3 раза больше вложенных средств. Едва ли стоимость Facebook сможет вырасти до $200 млрд, а вот упасть она может вполне».

Фалдин подчеркнул, что предстоящее IPO Facebook – т.н. «поздние» инвестиции, а ранние были сделаны, например, тем же Юрием Мильнером в 2008 году. «В текущей ситуации, когда вся мировая экономика в стагнации, а Интернет растет очень быстро, есть вероятность, что интернет-бизнес последует за остальной экономикой, – сказал Максим Фалдин. – Соответственно, крайние инвесторы могут потерять больше всех».

Сам Фалдин, по его словам, стал бы покупать акции Facebook при оценке стоимости компании не более чем в $20-30 млрд, а продавал бы их при оценке компании не менее чем в $50 млрд.

В свою очередь, финансовый эксперт Елена Черкова заявила, что Facebook переоценен примерно на 80%. По ее словам, высокая стоимость соцсети объясняется, в частности, тем, что в обществе есть мнение, согласно которому компания, меняющая жизнь (к таковым многие относят Facebook), должна стоить дорого. «Так было с железными дорогами, которые, несмотря на свою инфраструктурность, во многом оказались финансовым пузырем», – напомнила историю Черкова. По ее мнению, за акции Facebook действительно можно переплатить, но при условии, что максимальная оценка компании составит не более $76 млрд.

А вот управляющий партнер фонда iTech Capital Глеб Давидюк, также участвовавший во встрече экспертов, считает, что несмотря на переоцененность, Facebook имеет хорошие перспективы в долгосрочной перспективет. По его мнению, через несколько лет Facebook сможет зарабатывать столько же, сколько и Google (выручка Google за 2011-й составила порядка $38 млрд). Давидюк считает, что Facebook можно отнести к инфраструктурным компаниям.

«За эту инфраструктуру можно переплачивать», подчеркнул управляющий партнер iTech Capital. «Компания будет расти, а рынок через несколько месяцев после IPO скорректирует ее стоимость, как это произошло с Grupon или Zinga, стоимость которых упала в три раза».

Впрочем, оптимисты указывают на феноменальное количество пользователей соцсети. По состоянию на конец 2011-го у Facebook было 845 млн пользователей, которые заходили в соцсеть хотя бы раз в месяц. Это на 39% больше показателя 2010 года (608 млн). А к середине апреля число пользователей «Книги лиц» превысило 900 млн человек.

Прибыль Facebook в 2011 году составила $1 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 65%, при выручке в $3,71 млрд. Основу выручки Facebook (85-89%) составляет онлайн-реклама. Что неудивительно, ведь на Facebook пользователи тратят большую часть времени, проводимого в Сети. Иначе говоря, на эту соцсеть приходится львиная доля всей «экономики внимания» Интернета. Рядовой пользователь проводит на Facebook в четыре раза больше времени, чем на Google.

В 2011 году на долю Facebook пришлось 5% рынка интернет-рекламы, к 2016-му эта доля может вырасти до 8-10%, а затем и достичь 20% рынка. Для сравнения, Google сейчас контролирует 44% мирового рынка онлайн-рекламы, Yahoo! – около 8%.

Вторым основным источником дохода Facebook являются онлайн-платежи пользователей игр и социальных сервисов. По оценке eMarketer, выручка Facebook от игрового сегмента в 2011-м составила $470 млн. И этот сектор будет расти быстрее, чем рынок онлайн-рекламы.

Впрочем, можно предположить, что деньги от IPO Facebook сейчас не особо нужны. Интернет-компания вынуждена идти на IPO по ряду причин. Например, из-за американского закона, согласно которому компании, имеющие более 500 акционеров, должны отчитываться по правилам, по которым отчитываются публичные компании. Вторая веская причина – давление со стороны сотрудников самой Facebook, которые хотят получать не только зарплаты, но и дивиденды от акций.

Еще один негативный фактор – то, что Facebook стал большой копилкой персональной информации, а это многим не нравится. Так, в Евросоюзе уже подготовлен проект закона, опираясь на который любой пользователь сможет запретить собирать всякую информацию о нем (в том числе интернет-компаниям). Понятно, что такой закон сильно ударит по рекламным возможностям интернет-гигантов, включая Facebook.

Пока же прогноз «Facebook-скептиков» таков: в ходе IPO ценные бумаги Facebook быстро раскупят. Однако буквально 1-2 месяца спустя, когда биржевые спекулянты достаточно заработают, цена на акции соцсети значительно упадет. Вопрос только в том, не станет ли это триггером, который запустит новый, уже второй в истории «крах доткомов».

Ну а «Facebook-оптимисты» говорят, что динамика роста капитализации Facebook запросто может превзойти темпы роста акций прочих IТ-компаний после IPO. Причина – то, что «Фейсбук» не имеет аналогов в интернет-бизнесе – как по масштабам, так и по модели получения прибыли.

Но если отвлечься от вопросов предстоящего IPO и посмотреть на Facebook как на социальный феномен начала XXI века, то картина открывается грандиозная. В WWW Facebook занимает вторую строчку мирового рейтинга популярности, уступая лишь Google. При этом в трети стран мира Facebook популярнее, чем Google.

По данным Nielsen, ежемесячно средний пользователь находится в Facebook 6 часов 35 минут – почти в пять раз больше, чем в поисковике Google (1 час 21 минуту). А такие «ветераны Сети», как Yahoo! и America Online, способны удержать пользователя менее двух с половиной часов.

Более того, влияние Facebook на политическую и культурную жизнь общества уже так ощутимо, что правительства многих стран мира выделяют университетам и исследовательским компаниям щедрые гранты на изучение социальных графов, сетевых сообществ, закономерностей распространения информации в социальных сетях. Именно Facebook породил SMM-бизнес (Social Media Marketing) в его нынешнем виде.


компании и бренды
Facebook
авторы
Антон Платов
номер
2012/17



Ещё из раздела IT бизнес

  • номер: 2014/36
С 16 по 21 сентября 2014 года в Кельне проходила крупнейшая выставка для профессионалов фото- и киноиндустрии – photokina 2014. Корреспонденту удалось побывать на выставке за день до ее открытия, и первые два дня работы павильонов крупнейших ...
  • компании и бренды: Playtika
Компания Playtika объявила о запуске независимого подразделения, которое будет специализироваться на создании и разработке казуальных игр. Компания планирует каждый год выпускать несколько новых игр на основе анализа рыночных данных. Лаборатория ...
  • компании и бренды: Playtika
Международная компания Playtika отметила своё 10-летие масштабной конференцией на Ибице, куда слетелись 2500 сотрудников из 12 стран мира.Караван из 26 чартерных рейсов приземлился утром пятницы на испанском острове Ибица, доставив 2500 сотрудников ...
  • компании и бренды: SAP
Выход на российский рынок SAP Localization Hub стал центральной темой Саммита, приуроченного к 15-летию первой российской версии. В 2016 году компания инвестировала более 10 млн евро в адаптацию своих решений к специфике законодательства России и ...
  • компании и бренды: Microsoft, Sony
Корпорация Sony еще в феврале 2014 года продала свой «ноутбучный» бренд Vaio. И, соответственно, сама прекратила поставки ноутбуков под этой маркой. Но теперь устройства под брендом Vaio готовятся вновь выйти на рынок – уже без всякого участия Sony. ...
  • компании и бренды: Microsoft
Нашумевший вывод на рынок пакета MS Office для iPad стал не просто новым шагом к увеличению продаж Microsoft. Новый гендиректор корпорации Сатья Наделла представил не просто продукт, а новую стратегию, которую он намерен воплощать в жизнь. Она ...
    Альфа-Банк первым в Беларуси запустил интернет-банк для юридических лиц, которым можно пользоваться без ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП). Платежи можно проводить на компьютере или планшете, работающем на любой операционной системе (Windows, ...
      Недавно на отечественном интернет-рынке произошло долгожданное событие — в Рунете открылся магазин, который специализируется на продаже б/у компьютеров и компьютерной техники. До недавнего времени, если у кого-то из нас возникала потребность в ...
      • номер: 2014/47
      28 января 2015 года в Нюрнберге открывается выставка Spielwarenmesse, имеющая репутацию «наше все» для мира игр, игрушек и развлечений детей от 0 до 99 лет. В последние годы эта индустрия на подъеме, и в Нюрнберге всегда есть на что посмотреть. ...
      • компании и бренды: IBM
      12 августа исполнилось 34 года одному из главных технологических и социальных феноменов человечества – IBM PC 5150 – первому массовому персональному компьютеру. Мало какие изобретения настолько же изменили путь развития рода людского – пожалуй, в ...
      • авторы: Денис Лавникевич
      Никто не сомневается, что после вступления Дональда Трампа в должность президента США крупнейшую экономику мира ожидают серьезные перемены. Но что ждет конкретно IT-индустрию – американскую и мировую? Пока мы слышали только об одном требовании ...
      • компании и бренды: Apple
      Самая крупная публичная корпорация в мире – Apple – нередко называет себя «самой открытой» из всех IT-гигантов. Но это далеко не так – у всякого, кто пытается разобраться в делах и планах детища Стива Джобса, неизбежно возникает ряд вопросов, ответы ...
      © 2024 PressEnter
                                                  

      Сайт работает на платформе Nestorclub.com