Мировые СМИ пестрели заголовками типа «Алибаба и 40 инвесторов». И это было вполне оправданно: китайский гигант интернет-бизнеса Alibaba Group не просто успешно разместил акции на фондовой бирже Нью-Йорка, но сумел в ходе IPO привлечь рекордные даже для IT-индустрии $25 млрд. Как считают эксперты, это может еще больше поднять ставки в IT-бизнесе. Не становимся ли мы свидетелями появления «пузыря», аналогичного «буму доткомов» конца 90-х, только значительно большего по масштабу?
Сколько хотел, столько и получил
Этого ждали, и это произошло. Привыкшая за последнее десятилетие к многомиллиардным сделкам IT-индустрия была впечатлена: 19 сентября китайский онлайн-гигант Alibaba Group разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек невиданную прежде сумму – $25 млрд. Вся компания к концу первого дня торгов оценивалась рынком в $241 млрд, а основатель Alibaba Group Джек Ма (он владеет 8,9% акций холдинга) стал богатейшим в Китае человеком с состоянием в $21,9 млрд, подсчитал Bloomberg Billionaires Index.
Таким образом, китайская компания теперь оценивается дороже, чем Amazon ($152 млрд) и eBay ($65 млрд) вместе взятые. Это больше, чем стоимость Disney и Boeing. Alibaba также обошла Facebook ($201 млрд) и Yahoo! ($41 млрд). При этом корпорация «всего» в полтора раза дешевле Microsoft ($388 млрд) и в 2,6 раза – Apple ($609 млрд). Для сравнения: капитализация Google составляет 398 млрд.
Непосредственно перед IPO Alibaba Group повысила границы ценового коридора для своих акций до $66-68 за ценную бумагу. Alibaba предложила инвесторам 13% своих акций. Банки-организаторы сделки – Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley.
IPO китайского интернет-гиганта стало крупнейшим в 2014 году и одним из крупнейших за все время существования бирж. До этого лишь четырем компаниям удавалось провести IPO более чем на $20 миллиардов: автомобильному концерну GM, китайским банкам Agricultural Bank of China и ICBC, а также страховщику AIA Group.
О высоком спросе на акции Alibaba было известно еще задолго до начала торгов. От 35 до 40 инвестиционных компаний разместили заказы на акции объемом в $1 млрд. и более. Но такого энтузиазма не ожидал никто. В ходе первого дня торгов стоимость акций компании выросла на 38,07% до значения $93,89 за одну акцию. Размер капитализации онлайн-ритейлера к концу сессии достиг $231 млрд. Благодаря успешному IPO также существенно возрастет стоимость долей основных акционеров Alibaba Group – японского Softbak'а и американской интернет-компании Yahoo.
Но за что заплатили инвесторы? «Мы хотим быть больше Walmart», – заявил Джек Ма в первый день торгов на Уолл-Стрит. Сейчас более 80% оборота компании генерирует китайский рынок. На онлайновых торговых площадках, созданных Ма, можно приобрести практически все: одежду, обувь, мобильные буровые установки и т. д. Основные площадки – Alibaba.com, Taobao и Tmall – часто описываются как китайские аналоги американских Amazon и eBay, а платежная система Alipay сравнивается с PayPal.
Однако Alibaba не претендует на технологическую уникальность. Инвесторы заплатили $25 млрд не за продвинутые технические решения, а за «эффект сети». Чем больше продавцов на онлайн-площадке – тем больше покупателей, чем больше покупателей – тем больше продавцов. Сама Alibaba описывала этот эффект в проспекте для инвесторов следующим образом: «Наши торговые площадки соединяются в общую систему так, что покупатели и продавцы одной площадки присутствуют и на других наших площадках. Это создает эффект сети второго порядка и еще больше укрепляет нашу экосистему».
Сейчас покупатели ежесекундно тратят на Alibaba в среднем $9368 против $3691 на Amazon и $2775 на eBay, свидетельствует статистика Business Insider Intelligence. А совокупный торговый оборот всех площадок Alibaba – $248 млрд – сопоставим с розничным рынком целой страны.
Помимо онлайн-площадок в экосистему Alibaba входят компании, работающие с технологической инфраструктурой, оказывающие IT-услуги, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, микрофинансовый бизнес и другие. Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Кроме того, компания управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.
При этом у созданной Ма структуры есть пространство для роста: сейчас интернетом пользуется всего 500 млн человек из 8 млрд жителей планеты, обращает он внимание инвесторов.
Тут стоит заметить, что в последнее время холдинг Alibaba заметно улучшил свои показатели благодаря использованию мобильных устройств. Во II квартале 2014 года, по статистике Digitimes, 32% всех транзакций, выполненных на его платформе, были проведены с мобильных устройств. Кроме того, Alibaba активизирует взаимодействие с физическими магазинами и расширяет модели «из онлайна в офлайн» и «из офлайна в онлайн».
«Я не хочу разочарованных акционеров, я хочу убедиться, что они делают деньги», – сказал Джек Ма в интервью телеканалу CNBC. Он также отметил, что больше всего беспокоится о счастье клиентов и инвесторов компании.
Что дальше?
Нынешний успех на бирже вовсе не гарантирует Alibaba Group дальнейшего процветания. Проданные по рекордной цене акции вполне могут вскоре начать дешеветь – напомню, что именно так произошло, к примеру, с Facebook. Кроме того, у Alibaba хватает конкурентов на ее «родном» рынке – в Китае, да и во всей Юго-Восточной Азии.
Так, один из конкурентов Alibaba, компания Tencent, тоже активно расширяется благодаря социальным сетям и сотрудничеству с оператором онлайн-шоппинга JD.com. В ответ Alibaba пытается укреплять позиции с помощью собственного социального ПО и покупок поисковых систем и операторов электронных карт.
Хотя в Китае позиции Alibaba как онлайновой площадки продолжают усиливаться, компании будет сложно перенести на мобильные устройства всю свою бизнес-модель, основанную на рекламе и услугах. Сейчас на мобильных устройствах осуществляется все больше транзакций в Сети, и Alibaba будет все сложнее поддерживать высокий уровень прибыли. Впрочем, ей могут помочь в этом большие объемы данных о потребителях, которые она собрала с различных сегментов своей деятельности.
«Показатели роста Alibaba и удачно проведенное компанией IPO показывают, что разница в классе между американскими и китайскими компаниями стремительно сокращается», – считает профессор Warwick Business School Цинь Ван. Он также отметил, что внимание к клиентской базе и постоянно внедряемые инновации в скором времени позволят китайским компаниям провести масштабную экспансию на американский и европейский рынки технологий и электронной коммерции и положить конец лидерству США в этой сфере.
С другой стороны, многие эксперты считают, что Alibaba будет сложно воспроизвести за границей свою китайскую бизнес-модель из-за различий в структуре спроса и культурных особенностей, считают аналитики. Сейчас китайский интернет-гигант увеличивает свое присутствие на иностранных рынках, в основном в Северной Америке, путем инвестирования в местные компании. Однако здесь Alibaba поджидает ряд трудностей, таких как высокий уровень лояльности американского потребителя к Amazon, другие модели покупательского поведения и беспокойства о безопасности хранения данных у китайской компании.
Тем не менее, Джек Ма не скрывает планов по экспансии на рынки США и Европы. Ряд экспертов полагают, что инструментом по выходу на западные рынки станут инвестиции в кинобизнес и производство фильмов в США. Так, известный аналитик рынка медиакоммуникаций Ли Ченюн в интервью The Hollywood Reporter высказал предположение, что после удачного IPO Alibaba привлечет дополнительные средства для инвестиций в кинобизнес США. По словам эксперта, вложения в Голливуд станут частью планов компании по экспансии на американский и европейский рынки.
Основания для этого есть. Холдинг Alibaba еще в апреле выкупил 20% акций самого крупного китайского видеохостинга Youku Tudou, имеющего соглашение о стратегическом сотрудничестве с американской киностудией Lionsgate. Кроме того, в июне интернет-ритейлер за $804 млн выкупил 60% гонконгской компании ChinaVision Media Group, которая была переименована в Alibaba Pictures Group Ltd. В совет директоров компании вошли известный актер боевиков Джет Ли, а несколько кинопроектов возглавили популярные в Голливуде режиссеры Вонг Карвай, Стивен Чоу и Гидденс Ко. «После IPO Alibaba сможет инвестировать во всю цепочку производства голливудского кино, а затем вложиться и в другие направления западного бизнеса», – подытожил Ли Ченюн.
Начну с банальности: в основе любого компьютерного устройства лежат электронные компоненты – те самые полупроводники, которые фактически определяют облик и путь развития современной человеческой цивилизации. Соответственно, в мире существует ...
компании и бренды: Android, Apple, BlackBerry, Dell, GigaByte, Google, HP, Intel, Lenovo, RIM, Windows
Давно известно, что китайское экономическое чудо основано на дешевой рабочей силе, однако такая ситуация не может длиться вечно: с ростом экономики будет повышаться благосостояние людей, будет расти и оплата труда. Многое говорит о том, что ситуация ...
Небывалый рост популярности смартфонов и планшетов больно ударил по рынку ПК – как десктопов, так и ноутбуков. Причем эволюция в сегменте ПК практически остановилась – процессоры 3-4 летней давности и операционные системы Windows XP, Vista и уж тем ...
Мировая IT-индустрия становится все более богатой. Всего IT-рынок в 2013 году увеличится на 4,2%, до $3,74 трлн, а в 2014 году, по прогнозу экспертов, достигнет $3,88 трлн. Основным драйвером роста IT-индустрии в 2013 году, по прогнозу компании ...
В январе 2013 г. Шон Малони уходит на пенсию На протяжении своей 30-летней карьеры в Intel он занимал множество ведущих должностей, включая директора по продажам, руководителя службы маркетинга и генерального содиректора группы архитектур Intel. ...
В последнее время буквально отбою нет от прогнозов разного рода экспертов, пытающихся определить, что же из hi-tech будет важным для человечества в 2013 году. Прогнозов действительно масса, но именно прогноз от исследовательской компании Juniper ...
Итак, перед вами последний в этом году выпуск обозрения новостей мировой IT-индустрии. Но я не стану посвящать его подведению итогов года. Кое-что я уже изложил в прошлом выпуске, а делать капитальный анализ можно будет только тогда, когда поступит ...
Выступая с посланием Федеральному собранию 12 декабря, российский президент Владимир Путин заявил: не позднее 2015 года возможность въезда на территорию России по внутренним паспортам стран СНГ должна быть отменена. Это заявление, помимо прочего, ...
Конец года – время статистики, оценок и прогнозов. До рождественских праздников остался месяц, так что приступим к подведению итогов. Пока итоги не подвели нас. По оценке аналитической компании Gartner, по итогам 2012 года существенный рост ...
С 22 ноября мобильную связь, телевидение и интернет в Казахстане можно оплачивать Яндекс.Деньгами . К сервису электронных платежей подключились KCell, Beeline, Tele2, Pathword, «Казахтелеком», Alma-TV и DigitalTV и другие провайдеры. Оплатить услуги ...
Intel объявила о том, что ее президент и генеральный директор Пол Отеллини решил уйти на пенсию в мае следующего года. Процедура передачи полномочий начнется в следующие 6 месяцев. Решение Пола Отеллини об уходе станет завершением практически ...
компании и бренды: Apple, Foxconn, HTC, RIM, Samsung, Sony
В сегодняшнем обзоре я собрал исключительно события мирового IT-бизнеса, связанные с разного рода мобильными устройствами и сервисами. Это вынужденная мера – во-первых, «вес» мобильного сегмента в мировой IT-индустрии слишком уж велик. Ну а ...