nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд  Мировые СМИ пестрели заголовками типа «Алибаба и 40 инвесторов». И это было вполне оправданно: китайский гигант интернет-бизнеса Alibaba Group не просто успешно разместил акции на фондовой бирже Нью-Йорка, но сумел в ходе IPO привлечь рекордные даже для IT-индустрии $25 млрд. Как считают эксперты, это может еще больше поднять ставки в IT-бизнесе. Не становимся ли мы свидетелями появления «пузыря», аналогичного «буму доткомов» конца 90-х, только значительно большего по масштабу?

Сколько хотел, столько и получил

Этого ждали, и это произошло. Привыкшая за последнее десятилетие к многомиллиардным сделкам IT-индустрия была впечатлена: 19 сентября китайский онлайн-гигант Alibaba Group разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек невиданную прежде сумму – $25 млрд. Вся компания к концу первого дня торгов оценивалась рынком в $241 млрд, а основатель Alibaba Group Джек Ма (он владеет 8,9% акций холдинга) стал богатейшим в Китае человеком с состоянием в $21,9 млрд, подсчитал Bloomberg Billionaires Index.

Таким образом, китайская компания теперь оценивается дороже, чем Amazon ($152 млрд) и eBay ($65 млрд) вместе взятые. Это больше, чем стоимость Disney и Boeing. Alibaba также обошла Facebook ($201 млрд) и Yahoo! ($41 млрд). При этом корпорация «всего» в полтора раза дешевле Microsoft ($388 млрд) и в 2,6 раза – Apple ($609 млрд). Для сравнения: капитализация Google составляет 398 млрд.

Непосредственно перед IPO Alibaba Group повысила границы ценового коридора для своих акций до $66-68 за ценную бумагу. Alibaba предложила инвесторам 13% своих акций. Банки-организаторы сделки – Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley.

IPO китайского интернет-гиганта стало крупнейшим в 2014 году и одним из крупнейших за все время существования бирж. До этого лишь четырем компаниям удавалось провести IPO более чем на $20 миллиардов: автомобильному концерну GM, китайским банкам Agricultural Bank of China и ICBC, а также страховщику AIA Group.

О высоком спросе на акции Alibaba было известно еще задолго до начала торгов. От 35 до 40 инвестиционных компаний разместили заказы на акции объемом в $1 млрд. и более. Но такого энтузиазма не ожидал никто. В ходе первого дня торгов стоимость акций компании выросла на 38,07% до значения $93,89 за одну акцию. Размер капитализации онлайн-ритейлера к концу сессии достиг $231 млрд. Благодаря успешному IPO также существенно возрастет стоимость долей основных акционеров Alibaba Group – японского Softbak'а и американской интернет-компании Yahoo.

Но за что заплатили инвесторы? «Мы хотим быть больше Walmart», – заявил Джек Ма в первый день торгов на Уолл-Стрит. Сейчас более 80% оборота компании генерирует китайский рынок. На онлайновых торговых площадках, созданных Ма, можно приобрести практически все: одежду, обувь, мобильные буровые установки и т. д. Основные площадки – Alibaba.com, Taobao и Tmall – часто описываются как китайские аналоги американских Amazon и eBay, а платежная система Alipay сравнивается с PayPal.

Однако Alibaba не претендует на технологическую уникальность. Инвесторы заплатили $25 млрд не за продвинутые технические решения, а за «эффект сети». Чем больше продавцов на онлайн-площадке – тем больше покупателей, чем больше покупателей – тем больше продавцов. Сама Alibaba описывала этот эффект в проспекте для инвесторов следующим образом: «Наши торговые площадки соединяются в общую систему так, что покупатели и продавцы одной площадки присутствуют и на других наших площадках. Это создает эффект сети второго порядка и еще больше укрепляет нашу экосистему».

Сейчас покупатели ежесекундно тратят на Alibaba в среднем $9368 против $3691 на Amazon и $2775 на eBay, свидетельствует статистика Business Insider Intelligence. А совокупный торговый оборот всех площадок Alibaba – $248 млрд – сопоставим с розничным рынком целой страны.

Помимо онлайн-площадок в экосистему Alibaba входят компании, работающие с технологической инфраструктурой, оказывающие IT-услуги, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, микрофинансовый бизнес и другие. Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Кроме того, компания управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.

При этом у созданной Ма структуры есть пространство для роста: сейчас интернетом пользуется всего 500 млн человек из 8 млрд жителей планеты, обращает он внимание инвесторов.

Тут стоит заметить, что в последнее время холдинг Alibaba заметно улучшил свои показатели благодаря использованию мобильных устройств. Во II квартале 2014 года, по статистике Digitimes, 32% всех транзакций, выполненных на его платформе, были проведены с мобильных устройств. Кроме того, Alibaba активизирует взаимодействие с физическими магазинами и расширяет модели «из онлайна в офлайн» и «из офлайна в онлайн».

«Я не хочу разочарованных акционеров, я хочу убедиться, что они делают деньги», – сказал Джек Ма в интервью телеканалу CNBC. Он также отметил, что больше всего беспокоится о счастье клиентов и инвесторов компании.

Что дальше?

Нынешний успех на бирже вовсе не гарантирует Alibaba Group дальнейшего процветания. Проданные по рекордной цене акции вполне могут вскоре начать дешеветь – напомню, что именно так произошло, к примеру, с Facebook. Кроме того, у Alibaba хватает конкурентов на ее «родном» рынке – в Китае, да и во всей Юго-Восточной Азии.

Так, один из конкурентов Alibaba, компания Tencent, тоже активно расширяется благодаря социальным сетям и сотрудничеству с оператором онлайн-шоппинга JD.com. В ответ Alibaba пытается укреплять позиции с помощью собственного социального ПО и покупок поисковых систем и операторов электронных карт.

Хотя в Китае позиции Alibaba как онлайновой площадки продолжают усиливаться, компании будет сложно перенести на мобильные устройства всю свою бизнес-модель, основанную на рекламе и услугах. Сейчас на мобильных устройствах осуществляется все больше транзакций в Сети, и Alibaba будет все сложнее поддерживать высокий уровень прибыли. Впрочем, ей могут помочь в этом большие объемы данных о потребителях, которые она собрала с различных сегментов своей деятельности.

«Показатели роста Alibaba и удачно проведенное компанией IPO показывают, что разница в классе между американскими и китайскими компаниями стремительно сокращается», – считает профессор Warwick Business School Цинь Ван. Он также отметил, что внимание к клиентской базе и постоянно внедряемые инновации в скором времени позволят китайским компаниям провести масштабную экспансию на американский и европейский рынки технологий и электронной коммерции и положить конец лидерству США в этой сфере.

С другой стороны, многие эксперты считают, что Alibaba будет сложно воспроизвести за границей свою китайскую бизнес-модель из-за различий в структуре спроса и культурных особенностей, считают аналитики. Сейчас китайский интернет-гигант увеличивает свое присутствие на иностранных рынках, в основном в Северной Америке, путем инвестирования в местные компании. Однако здесь Alibaba поджидает ряд трудностей, таких как высокий уровень лояльности американского потребителя к Amazon, другие модели покупательского поведения и беспокойства о безопасности хранения данных у китайской компании.

Тем не менее, Джек Ма не скрывает планов по экспансии на рынки США и Европы. Ряд экспертов полагают, что инструментом по выходу на западные рынки станут инвестиции в кинобизнес и производство фильмов в США. Так, известный аналитик рынка медиакоммуникаций Ли Ченюн в интервью The Hollywood Reporter высказал предположение, что после удачного IPO Alibaba привлечет дополнительные средства для инвестиций в кинобизнес США. По словам эксперта, вложения в Голливуд станут частью планов компании по экспансии на американский и европейский рынки.

Основания для этого есть. Холдинг Alibaba еще в апреле выкупил 20% акций самого крупного китайского видеохостинга Youku Tudou, имеющего соглашение о стратегическом сотрудничестве с американской киностудией Lionsgate. Кроме того, в июне интернет-ритейлер за $804 млн выкупил 60% гонконгской компании ChinaVision Media Group, которая была переименована в Alibaba Pictures Group Ltd. В совет директоров компании вошли известный актер боевиков Джет Ли, а несколько кинопроектов возглавили популярные в Голливуде режиссеры Вонг Карвай, Стивен Чоу и Гидденс Ко. «После IPO Alibaba сможет инвестировать во всю цепочку производства голливудского кино, а затем вложиться и в другие направления западного бизнеса», – подытожил Ли Ченюн.


компании и бренды
Alibaba
авторы
Антон Платов
номер
2014/36



Ещё из раздела IT бизнес

  • компании и бренды: Apple, Foxconn, HTC, RIM, Samsung, Sony
В сегодняшнем обзоре я собрал исключительно события мирового IT-бизнеса, связанные с разного рода мобильными устройствами и сервисами. Это вынужденная мера – во-первых, «вес» мобильного сегмента в мировой IT-индустрии слишком уж велик. Ну а ...
  • компании и бренды: Google, Mail.ru Group, Qualcomm
Сразу несколько интернет-гигантов объявили о предстоящем выпуске собственных платежных пластиковых карт. Наиболее заметным выглядит проект корпорации Google, которая с мая 2011-го развивает свою платежную систему Google Wallet. Как известно, Google ...
  • компании и бренды: Android, Apple, HTC, Mail.ru Group, Panasonic, RIM, Samsung, ZTE
Сегодня говорить про IT-индустрию – в значительной мере означает говорить про мобильные устройства и инфраструктуру для них. Так и поступим. Компании Samsung и Apple в совокупности контролируют почти половину рынка смартфонов. Об этом сообщается в ...
  • компании и бренды: Microsoft
1 октября Google впервые превзошла Microsoft по капитализации – $249,13 млрд и $247,23 млрд соответственно. Инвесторы поверили, что скоро интернет-гигант станет лидером по доходам от медийной рекламы. Правда, триумф интернет-компании длился недолго: ...
  • компании и бренды: Apple, Asus, BlackBerry, Foxconn, GigaByte, Google, Microsoft, Olympus, Samsung, Sharp, Sony, Yahoo!
Компьютеризированное человечество готовится к массовому переходу на новую операционку Microsoft – Windows 8. За прошлые пару десятилетий выходы новых версий Windows неизменно оказывали влияние на всю индустрию ПК. Сегодня значение «окошек» для ...
  • компании и бренды: Android, Apple, ARM, Dell, Facebook, Google, HP, HTC, Intel, Lenovo
Мировая IT-индустрия иногда выдает самые настоящие парадоксы. Один такой парадокс описало финансовое информагентство Bloomberg. Его эксперты обнаружили, что крупнейшие мировые производители компьютеров и ПО в ближайшие 12 месяцев намерены выплатить ...
  • компании и бренды: Asus, Asustek, Lenovo, Microsoft, NVIDIA, Samsung
Похоже, презентовав летом свой планшет Surface, Microsoft заварила изрядную кашу. И даже, вероятно, сильно ударила по рыночным перспективам своей ОС для ARM-платформы – Windows RT. По крайней мере, уже несколько компьютерных гигантов отказались ...
  • компании и бренды: Acer, Android, Apple, Asus, Foxconn, IBM, Lexmark, Mail.ru Group, Microsoft, Motorola, Nokia, Sony, Одноклассники
В очередном исследовании Gartner, озаглавленном «Тенденции рынка: разработка программного обеспечения в мире», отмечается, что облачные технологии и открытое ПО существенно меняют ландшафт рынка разработки и развертывания приложений. Ашиш Райна, ...
  • компании и бренды: Apple
20 августа корпорация Apple – американский производитель компьютерной техники, мобильных телефонов и программного обеспечения – стала самой дорогостоящей компанией, которая когда-либо существовала в мире. Стоимость акций Apple сейчас оценивается ...
  • компании и бренды: Sony
В преддверии осени к росту покупательского спроса готовится и индустрия компьютерных игр. Хотя, как известно, пик спроса на игры и игровые гаджеты придется на конец года – католическое Рождество и Новый Год. Однако наиболее значимые новинки ...
  • авторы: Антон Платов
Нынешняя осень обещает быть весьма богатой на разного рода премьеры и презентации новых IT-продуктов. Вопрос только в том, кто обеспечит платежеспособный спрос на все это великолепие. В смысле, будет ли это корпоративный сегмент или частные ...
  • компании и бренды: Apple, Google, Huawei, LG, Microsoft, Motorola, Nokia, RIM, Samsung, ZTE
Китай уже несколько лет как является не только крупнейшим IT-производителем на планете, но и крупнейшим рынком IT-продукции и сервисов. Однако в достаточно близком будущем он может потерять оба этих звания. По крайней мере, если события будут ...
© 2024 PressEnter
                                            

Сайт работает на платформе Nestorclub.com