Несколько вопросов для Яндекса
08.04.2014
Российская компания «Яндекс» – не только один из двух самых известных российских интернет-гигантов. Это еще и одна из наиболее быстро растущих интернет-компаний мира. Достигнув в интернет-бизнесе, казалось бы, всего желаемого, «Яндекс» не остановился в своем развитии. И потому мы решили задать представителям компании ряд вопросов, связанных именно с текущими делами «Яндекса», с насущными проблемами и их решениями. Так что то, что вы видите – это интервью не с одним человеком. На вопросы КГ ответили представители разных подразделений интернет-компании. Это, своего рода, коллективное интервью «Яндекса».
- 13 марта Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к так называемому антипиратскому закону, которые распространяют действие закона на все объекты авторских и смежных прав, то есть на музыкальные произведения, литературу и компьютерные программы, помещаемые в Сети. Какова официальная позиция «Яндекса» по этому вопросу?
- Мы продолжаем придерживаться подхода, согласно которому гражданско-правовые отношения в сфере нарушения интеллектуальных прав должны регулироваться через институт гражданско-правовой ответственности (с выплатой, к примеру, увеличенных размеров компенсации в некоторых случаях) с использованием механизма блокировок в качестве исключительной меры, обоснованной судом с точки зрения ее соразмерности нарушению на основании всей совокупности доказательств с возможностью для ответчика представить свои возражения и доказательства в обоснование позиции в состязательном процессе.
В текущем виде механизм блокирования сайтов в рамках принятия Мосгорсудом предварительных обеспечительных мер применяется фактически в автоматическом режиме, и ни в одном судебном акте не приводится обоснование того, на основании каких доказательств суд сделал вывод, что блокировка сайта является соразмерной нарушению мерой. Это ведет к блокированию по заявлению частного лица целых массивов информации, размещенной правомерно (включая как ресурсы, расположенные на том же самом сетевом адресе, так и информацию, правомерно размещенную на заблокированном сайте), и является необоснованным ограничением прав третьих лиц, которым даже не предоставлена какая-либо возможность направить возражения против такой блокировки.
В рамках действующего регулирования также отсутствует какая-либо связь между принятием мер по ограничению доступа к информации по закону об информации и гражданско-правовой ответственностью. Кроме того, то, каким образом в настоящее время функционирует система блокирования сайтов и информации, влечет введение предварительной модерации всей размещаемой информации для владельцев сайтов и провайдеров хостинга, поскольку судебный акт в таком случае выступает в качестве персонального запрета определенному лицу использовать произведение любым образом в его информационной системе или на сайте на все будущее время, для исполнения которого необходима предварительная проверка всей информации на сайте или в системе.
- В июле 2013 года глава «Яндекса» Аркадий Волож объявил о планах компании выйти за пределы интернета и открытии в будущем сервисов в других отраслях. Как идет реализация данной стратегии?
- Яндекс – это прежде всего поиск, а поиск – это большие данные плюс умение их обрабатывать. Для того, чтобы быстро обрабатывать большие данные в режиме реального времени применительно к поиску используется система машинного обучения, которая отвечает за ранжирование результатов поиска. Пользователь еще только вводит запрос к Яндексу, а ему уже предлагаются поисковые подсказки, то есть поисковик анализирует, что именно может быть интересно пользователю, что интересовало пользователей в этом регионе, в это время суток и с подобной историей поисковых запросов, и уже «думает», как и чем ответить на запрос, какие ссылки поставить выше, а какие – ниже, чем лучше ответить – может быть, ссылкой на сайт, а может быть, фрагментом карты города с отмеченной точкой или фотографией. Все это происходит в течение долей секунды.
Мы думаем, что наша система машинного обучения MatrixNet может работать и с другими типами данных, обслуживать другие области, которые накапливают огромные массивы информации и нуждаются в ее быстрой обработке – выявлению закономерностей или, наоборот, отклонений. Это могут быть, например, мобильные операторы, которые хотят на ранних стадиях выявлять недовольных их услугами абонентов, чтобы иметь возможность заранее предотвратить переход к конкурентам. Это могут быть банки, которые хотят более точно определять риск невозврата кредита, связывая кредитную историю нового клиента с данными о платежной истории и поведением похожих клиентов, это и другие области, например, медицинские и климатические исследования, геологоразведочные работы, авиа- и автомобилестроение. Сейчас мы в стадии изучения рынка и его перспектив, о стратегии пока говорить рано.
- Недавно был представлен Explay Flame – первый смартфон на Yandex.Kit, прошивке, представляющей собой версию Android, в которой приложения Google заменены на приложения «Яндекса». Как далее будет развиваться проект Yandex.Kit? Какие еще мобильные новинки от «Яндекса» нам ждать?
- Яндекс.Кит появится в двух моделях – Explay Flame и Huawei Honor 3 Yandex. Мы ведем переговоры и с другими производителями смартфонов, для которых рынки России, Беларуси, Украины и Турции являются важными, кто стремится учитывать локальные особенности пользователей мобильных сервисов в этих странах.
Главная особенность нашей прошивки – доступность самых популярных в этих странах мобильных приложений прямо из коробки. С одной стороны – это то, что помогает производителям устройств отличаться от «соседей по полкам» в магазинах. С другой – позволяет им быть ближе к пользователям, ведь многие из них уже знают Яндекс и пользуются его сервисами – Картами, Почтой, Музыкой – на компьютере или на старом телефоне, то есть им не придется заводить новый почтовый ящик и привыкать к новым приложениям. Логичным продолжением развития Яндекс.Кита будет выпуск версии для планшетов.
- Известно, что «Яндекс» вкладывает большие средства в различные образовательные программы и проекты. Как данное направление будет развиваться в 2014 году? Увеличатся ли ассигнования на образовательные программы? Предполагается ли реализовывать такие программы с участием «Яндекса» за пределами России, в том числе в Беларуси?
- В Беларуси наши образовательные программы реализуются довольно давно. Например, с 2011 года в Минске действует ШАД – Школа анализа данных Яндекса. Это серьезный образовательный проект, двухгодичный курс. Минское отделение Школы работает на базе БГУ, а в качестве преподавателей выступают и наши сотрудники, и университетские. В прошлом году минское отделение ШАД закончили 12 человек, при этом мы не обязываем выпускников работать именно у нас – в наших интересах в целом развивать кадровый резерв для отрасли. Хотя, не скрою, многие студенты ШАД еще на этапе обучения приходят в Яндекс на практику.
Есть и другие образовательные мероприятия, которые мы периодически проводим в том числе и в Беларуси – для веб-мастеров, системных администраторов, аналитиков, дизайнеров интерфейсов, рекламщиков, маркетологов, студентов, предпринимателей, старшеклассников, менеджеров. Практически все, кто так или иначе интересуется темой интернета или работает в этой сфере, находят для себя подходящее мероприятие. Форматы все время меняются, добавляются новые – так, например, недавно мы запустили серию семинаров для front-end разработчиков. Вообще тема образования и науки для нас очень важна, глобально в Яндексе это направление курируют целые отделы, а за шесть лет мы вложили в них более 1 млрд рублей.
- Первый зарубежный офис «Яндекса» был открыт в Украине в 2005 году и скоро стал одним из крупнейших, а позднее в Киеве был открыт центр разработки «Яндекс». Как на развитие украинского направления бизнеса компании повлиял нынешний острый кризис в российско-украинских отношениях?
- Мы всегда были вне политики, стремились решать задачи пользователей не на уровне стран, а на уровне конкретных людей, отражая реальность вокруг них и стараясь быть им полезными ежедневно. Киевский офис, как и минский, новосибирский, санкт-петербургский, берлинский, работает не только для своего региона – он решает глобальные задачи компании, разрабатывает сервисы для всех стран, в которых мы работаем.
- Как вы оцениваете эффективность работы белорусского подразделения компании? Какие существуют планы по развитию бизнеса «Яндекса» в Беларуси?
- Белорусский офис – это прежде всего офис разработки, он самый быстрорастущий среди всех R&D офисов Яндекса. Сейчас в нем трудится более 100 наших коллег, которые решают довольно широкий спектр наукоемких задач для всей компании – как задач сервисов, так и инфраструктурных проектов. Например, минчане изучают факторы ранжирования в поиске, участвуют в разработке алгоритмов прогноза автомобильных пробок – не только в Минске, а во всех городах России, Украины, Беларуси, Казахстана и Турции. Растут наши местные команды, разрабатывающие Яндекс.Браузер и магазин приложений Яндекс.Store. Уровень белорусских программистов высок, мы очень ценим возможность сотрудничать с ними и стараемся обеспечить наилучшие условия работы среди всех белорусских компаний.
Сегодня практически все сервисы Яндекса, которые работают в России, доступны и в Беларуси, мы стараемся делать их максимально удобными, учитывающими специфику использования интернета не просто в стране, а в каждом ее регионе, области и городе.
- «Яндекс» выпустил уже ряд приложений, наиболее известные из которых – «Яндекс.Браузер» и «Яндекс.Бар». Какие программы от разработчиков «Яндекса» еще стоит ожидать пользователям в ближайшее время?
- На самом деле у Яндекса довольно много приложений – одних только мобильных около 30. Мы не любим говорить про планы – предпочитаем гордиться уже готовыми разработками, а не идеями. Но могу сказать, что любое приложение, сервис или технология, которую выпускает Яндекс, нацелено на решение повседневных задач пользователей. Как приготовить яблочный пирог, когда показывают интересный фильм в ближайшем кинотеатре, где отремонтировать машину, как быстрее проехать по маршруту – с такими вопросами люди идут в Яндекс. И мы помогаем им найти ответ или решить конкретную задачу.
компании и бренды Яндекс
авторы Антон Платов
номер 2014/12
Грамотное создание сайта – это залог попадания интернет ресурса на самые «топовые» позиции всех популярных поисковых систем. А это, в свою очередь, увеличивает поисковый трафик и привлекает на сайт необходимую целевую аудиторию. Таким образом ...
Слово «хостинг», как несложно догадаться, имеет английские корни. Перевести его можно по-разному, иными словами, у слова host, которое породило слово «хостинг», несколько значений. Перевести английское слово можно как «хозяин», «основной компьютер» ...
В мае 2011 года, в расширенном докладе Майкла Рубина (Michael Rubin), занимающегося системами хранения данных в Google, прозвучал подробный сравнительный обзор современных файловых систем, в котором, кроме перечисления их преимуществ и недостатков, ...
Современный веб-мастер хорошо себе представляет, что такое Landing Page. Тогда как для простого пользователя это понятие может быть незнакомым. Однако, может, Вы встречали такие понятия, как «страница заземления», ...
Landing page или «посадочная страница» представляет собой площадку, которая активно рассматривается для сбора контактной информации целевой аудитории. В подавляющем большинстве случаев применяется для того, чтобы усиливать действенность ...
С вопросом о том, покупать физический сервер либо арендовать виртуальный, сталкивается абсолютно каждая серьезная компания, которая ставит перед собой цель долго и уверенно находиться на просторах Всемирной паутины. И на самом деле, вопрос этот ...
Сегодня практически в каждом приличном публичном заведении и даже обычной квартире, где имеется хотя бы одно мобильное устройство, имеется возможность доступа в глобальную сеть Интернет. Причем доступ по кабелю, как правило, используется ...
Для тех, кто создает веб-сайт не впервые, тема выбора хорошего хостинга не нова. Новичкам расскажем о правильном выборе хостинга, преимуществах и особенностях чуть подробнее. Прежде всего, разберемся с терминологией - что же такое хостинг? Хостинг – ...
На сегодняшний день создать сайт может каждый: для это не обязательно быть программистом, или профессиональным вебмастером. Достаточно выбрать подходящий хостинг и создать на нем сайт. После этого работа по созданию сайта заканчивается и начинается ...
Для того чтобы деятельность многих колл-центров, служб технической помощи была круглосуточной, существуют специализированные решения. Они же касаются и специальных компаний, которым крайне важно обеспечить круглосуточную работу серверов, чтобы ...
С 1 января 2015 года начнет работу новое межгосударственное образование на территории бывшего СССР – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Он станет дальнейшим развитием Таможенного Союза, в который входят Беларусь, Россия и Казахстан. А в скором ...
При создании собственного сайта его владельца ожидает ряд расходов, один из которых связан с оплатой хостинга. Дорогой хостинг считается оптимальным решением для профессиональных, крупных или ресурсоемких сайтов. Если же проект является пробным, ...
|