nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Потоковая музыка: на стыке шоу-бизнеса и IT-индустрии


Потоковая музыка: на стыке шоу-бизнеса и IT-индустрии
Сколько существуют коммерческие музыкальные сервисы в интернете, столько времени они ищут для себя некую идеальную модель монетизации. Проще говоря – способа зарабатывать на музыке онлайн. Преобладают в этом деле то одни, то другие технологии получения пользовательских денег. То, какой именно способ монетизации преобладает в данное конкретное время и в данном регионе, зависит от многих факторов. В их числе – стоимость широкополосного интернет-доступа и общий уровень доходов, распространенность мобильных устройств и скорость мобильного интернета, музыкальная мода и то, насколько эффективно местные правоохранители борются с пиратством…

Но в любом случае общая тенденция такова: доходы от скачивания музыки (обычно – mp3-файлов) в интернете продолжают падать и за следующие пять лет сократятся на 39%. Исследования показывают, что 23% пользователей, которые еще совсем недавно покупали один и более музыкальных альбомов в месяц в онлайн-магазинах контента, типа iTunes, больше этого не делают. Известный аналитик в области цифровой музыкальной дистрибуции Марк Маллиган называет это «эффектом вещания».

То есть благодаря широкому распространению и быстрому удешевлению широкополосного интернет-доступа (в том числе беспроводного) стриминговое музыкальное вещание все быстрее вытесняет привычную уже модель «скачал-послушал-выставил в торренты». В самом деле, если у меня есть LTE-доступ по безлимитному тарифу и бесплатное онлайн-хранилище на много гигабайт либо подписка на потоковые музыкальные сервисы, то зачем мне скачивать mp3-шки и хранить их на своем смартфоне? А ведь описанный сценарий становится возможным уже практически сейчас.

По оценке экспертов, к 2019 году 70% доходов музыкальной индустрии в Сети будут генерировать сервисы онлайн-вещания музыки. Однако пока пользователи во всем мире все еще предпочитают бесплатные музыкальные вещательные сервисы платным подпискам, вроде тех, которые предлагают Spotify и Beats Music. Из 210 млн подписчиков вещательных сервисов по всему миру только 37 млн согласны платить за их использование и прослушивание музыки.

Однако индустрия не сдается и успешно ищет способы монетизации – то есть те «ценности», за которые пользователи будут готовы добровольно платить. Это, например, отключение рекламы в платных аккаунтах, возможность загружать музыку сформированными плей-листами для офлайнового прослушивания, это рекомендательные сервисы (например, подбор лучших каверов и ремиксов на понравившуюся композицию, как в YouTube Music Key), это пожертвования и краудфандинг.

Словом, переход на потоковую модель потребления музыки в Сети – это уже четко определившийся тренд. И в этом ключе вполне логично выглядят такие сделки, как приобретение ведущими интернет-игроками (Apple – Beats Music, слухи о покупке Spotify компанией Google) стриминговых сервисов с аудиторией или запуск своих собственных (Amazon Prime Music, YouTube Music Key).

В этом обзоре я рассмотрю несколько заметных проектов в сегменте потокового музыкального вещания в Сети.

Apple + U2 + Beats Music

Каждый, кто следил за презентацией новой линейки устройств Apple, слышал, что со сцены прозвучал новый альбом популярной ирландской группы U2, которая давно сотрудничает с «яблочной компанией». Но на этот раз выступлением на мероприятии дело не ограничилось. На следующее утро после презентации программа iTunes обладателей гаджетов автоматически закачала им этот самый новый альбом рок-группы – бесплатно и без запроса, так сказать, на правах спама.



По данным Forbes, эта акция стоила Apple порядка $100 млн – они были потрачены прежде всего на покупку прав и другие авторские отчисления. Вышло где-то по три доллара на одного пользователя. Примечательно, что пользователи, пожелавшие избавиться от «подарка», обнаружили, что сделать это совсем непросто. В Сети поднялся шум, и Apple даже пришлось создать страничку с руководством по удалению записей, а потом и вовсе выпустить инструмент для автоматического удаления альбома.

Однако это была присказка. Сказка же такова: в недавнем интервью журналу Time лидер U2 Боно заявил, что на протяжении следующих 18 месяцев Apple представит новый формат распространения музыки, который совершит революцию в медиасфере, и «музыка в этом формате будет абсолютно не подвержена пиратству». По словам Боно, «секретный проект» будет стимулировать людей платить за музыку и отучит от прослушивания отдельных композиций в потоковом режиме или, что хуже, от скачивания «пиратских» файлов. То есть люди, дескать, станут покупать музыку целыми альбомами и гораздо чаще.

Как считает Боно, это должно помочь прежде всего независимым малоизвестным исполнителям, которые не имеют контрактов с гигантами звукозаписи, а потому не издаются большими тиражами и активно не гастролируют. Все это само по себе звучит несколько странно, но еще более странным оказалось другое заявление Боно. О том, что уникальность нового формата будет достигнута благодаря возможности при прослушивании музыки одновременно просматривать фотографии группы и читать тексты песен. Причем делать это не только на ПК, но на планшете, и на «умном» телевизоре.

Вы видите здесь технологический прорыв? Я – нет. По сути. Обещаемый потребителям формат – суть очередная реинкарнация iTunes LP – модели распространения цифровых альбомов с дополнительным медиаконтентом.

Тем временем представителям Apple пришлось опровергать информацию о том, что «яблочная компания» собирается закрыть музыкальный онлайн-сервис Beats Music. Ранее техноблог TechCrunch со ссылкой на ряд сотрудников Apple и Beats Electronics сообщил, что компания планирует прекратить поддержку сервиса. Музыкальный онлайн-сервис Beats Music достанется Apple в рамках сделки по покупке компании Beats за $3 млрд, которую планируется завершить в этом году. При этом основной бизнес Beats Electronics – производство наушников, очень популярных среди молодежи. Дочерний же сервис Beats Music за время существования набрал несколько сотен тысяч подписчиков.

Представитель Apple Том Ньюмайр официально заявил, что информация о закрытии Beats Music является неправдой. Он не уточнил, как корпорация намерена поступить с сервисом, который частично пересекается по функциональности с собственной службой iTunes Radio. Однако, по информации издания Re/code, Apple может модифицировать Beats Music, включая смену бренда. Возможно, именно отказ от первоначального бренда и имели в виду источники TechCrunch, говоря о планах закрытия сервиса. Одним из потенциальных шагов Apple может стать слияние Beats Music c iTunes, однако какой формат взаимодействия будет в итоге определен, пока не решено.

Российский Zvooq

Российский стартап Zvooq, принадлежащий холдингу Dream Industries (владеет Bookmate, Unisound, «Теории и практики», DI Telegraph), завершил инвестиционный раунд, в рамках которого привлек $20 млн венчурных инвестиций. Как говорится в официальном сообщении, инвесторами стали российский интернет-магазин электроники Ulmart («Юлмарт»), который возглавил раунд, и частный инвестиционный фонд Essedel Capital из Хельсинки. Основную часть средств Zvooq уже потратил на разработку своей бизнес-модели, позволяющей партнерам интегрировать бесплатный потоковый музыкальный сервис в собственные продукты различного плана. Часть оставшихся денег планируется направить на запуск сервисов в некоторых новых государствах (пока не уточняется, каких именно). Ранее Zvooq уже получил $21,5 млн инвестиций.

Основатели Zvooq Виктор Фрумкин и Саймон Данлоп (они создали его в 2010 году) называют свое детище «экосистемой музыкальных сервисов, объединяющей слушателей, музыкантов и лейблы». В каталоге Zvooq официально представлена музыка 25 тыс. лейблов и более полумиллиона исполнителей. На сайте Zvooq.com можно бесплатно слушать музыку, покупать треки и альбомы, загружая их к себе на компьютер, собирать личную коллекцию, создавать плей-листы и следить за тем, что слушают друзья (есть интеграция с Facebook и «ВКонтакте»). Помимо России, платформа Zvooq доступна в Украине, Казахстане, Беларуси, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Грузии, Армении, Таджикистане, Киргизии и Молдове.

Мобильное приложение Zvooq для Android и iOS позволяет не только слушать музыку из интернета, но и сохранять ее на мобильное устройство и прослушивать в режиме офлайн. Но пользование приложением платное. Сервис потокового воспроизведения Zvooq можно интегрировать в социальные сети, его могут предустанавливать на свои устройства производители смартфонов или предлагать в составе своих пакетов интернет-провайдеры. Особенность стартапа в том, что каждая из его услуг самостоятельна и не привязана к другой.

По мнению отраслевых экспертов, у Zvooq есть все предпосылки для успешного захвата рынка Рунета. Пока соцсеть «ВКонтакте» разбирается с исками от крупнейших рекорд-лейблов, а другие крупные интернет-холдинги не хотят рисковать в свете ужесточения «антипиратского» законодательства, Zvooq, который сотрудничает АФК «Система», запускает сервис с МТС и бьет рейтинги российского App Store.

Конечно, это «трудный» рынок – хотя бы потому, что ежедневные траты на музыку в России на душу населения почти в 17 раз меньше, чем в Европе, а в других постсоветских странах – еще ниже, чем в России. Но объем только российского рынка – 2,2 млрд руб., и проект вполне может забрать существенную его долю, прежде всего, за счет провайдеров связи и производителей электроники, которые хотят предоставлять доступ к музыке в качестве опции. В последнем случае речь скорее идет о западных, корейских и китайских поставщиках смартфонов, планшетов и mp3-плееров, которые конфигурируют свои устройства специально для российского рынка сообразно пожеланиям местных дистрибьюторов мобильной техники.

Соснователь Zvooq Виктор Фрумкин уверен, что западные аналоги не представляют угрозы для российского сервиса с более чем 15 млн треков и 500 тыс исполнителей. «Весь контент на сайте Zvooq.com и во всех наших приложениях абсолютно легален, – подчеркивает он. – Мы наводим порядок на хаотичном музыкальном рынке в России».

«Пиратство является острой проблемой России. Популярные социальные сети остаются основным средством распространения нелегальной музыки. Платформа Zvooq разработана таким образом, чтобы ее можно было легко интегрировать практически в любую систему. Кроме того, она наделена множеством социальных функций, – рассказали журналистам в пресс-службе стартапа. – В результате наши пользователи имеют возможность слушать музыку, где бы они ни находились. Они получают легальный контент, сопровождаемый встроенной аудиорекламой».

Google накануне YouTube Music Key

Сперва сайт androidpolice.com, а за ним и множество других ресурсов сообщили, что Google готовится запустить сервис YouTube Music Key. Сначала пользователи просто заметили, что соответствующее доменное имя уже зарегистрировано на Google Inc., а потом информацию подтвердила сама Google. По словам представителей интернет-гиганта, это музыкальный стриминг-сервис без рекламы, но с возможностью скачивания треков для офлайнового прослушивания по подписке.

Доступ к сриминговой музыке без рекламы с возможностью сохранять песни для прослушивания офлайн будет стоить $9,99 в месяц. Причем пользователю будут доступны не только оригинальные композиции, но и все каверы и ремиксы с YouTube и из Google Play. Также в YouTube Music Key будет доступен аудиоинтерфейс.

Напомню, что у Google уже имеется собственный музыкальный сервис Google Play Music All Access, который позволяет за такую же ежемесячную плату слушать любые песни из огромной библиотеки, сохранять и загружать в облачное хранилище треки из собственной коллекции. Как ожидается, после запуска нового сервиса Google Play Music All Access будет переименован в Google Play Music Key, и слушатели смогут пользоваться обоими сервисами за $9,99.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Apple, Google
номер
2014/36

Еще из раздела интернет-технологии
Файловые системы ближайшего будущего Быстрый домашний интернет. Идем «в обход»… Выбор хостинга для начинающих Где купить хостинг в Украине?
© 2016 PressEnter