nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Первая массовая почта: история Hotmail


Первая массовая почта: история Hotmail
Когда в начале 1997 года я еще только робко приступал к освоению веб-пространства (ветераны наверняка сразу вспомнили dial-up модемы на 14.400), в качестве одного из первых действий я зарегистрировал (вернее, мне зарегистрировали) бесплатный почтовый ящик с веб-доступом на домене @hotmail.com. Думаю, с чего-то подобного начинали многие мои ровесники. В то время у интернет-провайдеров электронная почта была отдельной платной (и недешевой) услугой, и потому популярность сервиса Hotmail распространялась со скоростью лесного пожара. В роли наиболее эффективной рекламы выступала маленькая строчка-гиперссылка внизу письма, после текста: «Get your free Web-based e-mail at Hotmail».

Как все начиналось
Hotmail стал первым по-настоящему широко распространенным бесплатным сервисом электронной почты, предоставлявшим доступ через веб-интерфейс, POP3, DeltaSync и Exchange Activesync. Он был запущен в США в июле 1996 года под брендом «HoTMaiL», его разработчики находились в Маунтин-Вью (Калифорния).

К середине 90-х годов XX века электронная почта уже получила широкое распространение, особенно в Северной Америке, Европе и Японии, став революционно новым средством коммуникации. Однако воспользоваться почтовым сервисом провайдера можно было, только находясь в зоне его обслуживания. В случае дальних поездок почтовый ящик оказывался недоступен для пользователя – и это сводило на нет многие преимущества e-mail.

Выходом стало использование технологий WWW, которая официально появилась на свет 30 апреля 1993 года. Веб-технологии изначально предоставляли очень гибкий инструментарий для разработчиков, особенно в части интерактивности. Идея сделать интерактивный доступ к электронной почте через web-интерфейс пришла в 1995 году в головы двум 26-летним программистам – Джеку Смиту и Сабиру Бхатиа, работавшим тогда в разных софтверных компаниях.

Идея бесплатной веб-почты легла в основу нового бизнеса – сегодня HoTMaiL назвали бы «стартапом», но тогда еще было более популярно выражение «гаражная компания». Неофициально считается, что Джек Смит сформулировал саму идею, а Сабир Бхатиа оформил ее в виде обширного бизнес-плана для интернет-компании. Что интересно, бесплатная веб-почта как таковая была только одним из пунктов этого бизнес-плана, причем не первым. Web-интерфейс, обеспечивающий передачу писем на почтовый сервер и прием писем с этого сервера, предполагалось написать на языке гипертекстовой разметки HTML. Создатели стартапа постарались, чтобы все четыре буквы из аббревиатуры HTML попали в название новой почты – и выражение «Горячая почта» – HoTMaiL – подошло как нельзя лучше.

Далее Джеку Смиту и Сабиру Бхатиа пришлось со своей идеей и бизнес-планом обойти более десятка венчурных компаний. Сегодня это кажется невероятным, но тогда руководители и эксперты венчурных компаний в большинстве своем не смогли понять необыкновенную перспективность HoTMaiL. Идея бесплатной Web-почты привлекла только Стива Джарветсона – одного из совладельцев венчурной компании Draper Fisher Jurvetson (DFJ). Свершилось: Джек Смит и Сабир Бхатиа получили на создание своей компании $300 тысяч.

Правда, Стив Джарветсон выдвинул несколько требований: потратить на раскрутку сервиса не менее $50 тыс., назвать компанию просто Hotmail (в смысле, без «прыгающих» букв) и в конце каждого отправляемого письма ставить строчку «P.S. I Love you. Get your free Web-based e-mail at Hotmail». После ожесточенных препирательств, однако, «признание в любви» удалось убрать – в подписи остался только совет завести бесплатную электронную почту на Hotmail. Дату запуска проекта приурочили к 4 июля 1996 года, Дню независимости США.

В своей первой версии Hotmail предлагал пользователю два мегабайта дискового пространства и был весь построен на чистом HTML. Теперь-то мы понимаем, что новый сервис электронной почты был обречен на успех. Он позволял вести переписку без установки специальной программы – почтового клиента, причем не только бесплатно, но и из любой точки мира. Конечно, с того момента провайдеры стали резко терять доходы от платных e-mail'ов, но это успешно компенсировалось ростом числа подключений по HTTP, трафик которого тогда был недешев.

Уже всего через полгода на сайте hotmail.com был зарегистрирован миллионный пользователь, еще через год пользователей было 12 млн. В тот момент Hotmail был, пожалуй, самой популярной рекламной площадкой в Сети. Признанием успеха стало то, что в конце 1997 года компания, просуществовавшая менее 18 месяцев, была продана Microsoft за $400 миллионов.

Под знаменем Microsoft

Вскоре после покупки Hotmail был переименован в MSN Hotmail. В начале почтовый сервис был построен на платформе UNIX и ориентирован на базовый, стандартный HTML-интерфейс. Специалисты Microsoft начали постепенно переводить его на свою платформу, расширять функции, наращивать размер дискового пространства, интегрировать свои системы пользовательской авторизации – сначала Microsoft Passport, а потом и Windows Live ID. Последняя версия MSN Hotmail увидела свет в 2011 году. К тому моменту MSN Hotmail, входивший в состав сервисов Windows Live, уже предлагал неограниченное пространство для хранения писем, обеспечивал интеграцию с сервисом обмена мгновенными сообщениями (Windows Live Messenger), календарем (Hotmail Calendar) и облачным хранилищем файлов (SkyDrive). К середине 2012 года Hotmail однозначно был крупнейшим в мире почтовым сервисом. По данным ComScore, на июнь 2012-го Hotmail имел 324 млн пользователей и был доступен на 36 различных языках. Далее за ним по популярности следовали GMail и почта Yahoo!.

По ходу развития Hotmail в рамках Microsoft в сервисе появилась функция Smart Screen, которая отслеживала почту на предмет подозрительных для пользователя операций – в режиме реального времени начала проводиться проверка на вирусы или спам. Позднее контроль спама стал рутинной операцией для сервисов электронной почты.

Феерическая история Hotmail закончилась 31 июля того же 2012 года, когда Microsoft представила предварительную версию своего нового почтового сервиса Outlook.com. Эта торговая марка заменила собой Hotmail в 2013 году. Пользователи Hotmail были переведены на Outlook.com с его более новым и свежим интерфейсом Metro UI. При этом сохранилась возможность регистрации адресов в домене @hotmail.com.

С почтовым сервисом Hotmail оказался связан и едва ли не самый известный в истории «эпик фейл» в области информационной безопасности. В 1999 году хакеры обнаружили, что любой желающий может войти в любой аккаунт Hotmail, используя в качестве пароля сочетание всего двух букв – «eh». Масштабы скандала можете представить себе сами.

Сегодня мы уже точно можем сказать: именно благодаря Hotmail бесплатная электронная почта стала базовым сервисом, который сегодня предлагает любой крупный портал. Следующий этап эволюции, правда, обеспечила уже интернет-корпорация Google. Адрес открытого на GМail бесплатного почтового ящика автоматически начинает применяться в качестве главного идентификатора пользователя смартфона или планшета, работающего под управлением мобильной ОС Android, равно как и пользователя всех многочисленных онлайн-сервисов от Google.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Hotmail
номер
2014/26

Еще из раздела интернет-приложения
Cистема онлайн-консультирования netroxsc существенно модернизирована Hangouts – мессенджер от Google Intel Learning Studio - бесплатная платформа для обучения на базе игр ProtonMail: держим переписку в секрете
© 2016 PressEnter