В последних числах февраля росссийское интернет-сообщество активно обсуждало возможность закрытия сайтов достаточно узкой тематики, но имеющих крайне высокую посещаемость – агрегаторов новостей. 25 февраля несколько депутатов внесли в Госдуму законопроект, который ставит под угрозу работу таких сервисов. Закрыться рискуют такие сервисы, как Яндекс.Новости, Google News, Рамблер.Новости и многие другие, собирающие и публикующие новостные сюжеты с сайтов СМИ.
Инициатива законодателей
Российские депутаты Алексей Казаков (фракция «Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» (в России он известен как «закон о блогерах») и к Административному кодексу. Если поправки будут утверждены, то в российском законодательстве появится определение «новостной агрегатор». Такие интернет-ресурсы будут вынуждены существовать в особом правовом режиме – он, впрочем, будет касаться агрегаторов, имеющих не менее 1 млн посетителей в сутки.
Один из авторов законопроекта Алексей Казаков пояснил журналистам, что задача контроля над агрегаторами – заполнить пробелы в законодательстве и противостоять иностранному влиянию на неокрепшие умы российских интернет-пользователей. «Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована», – сказал Казаков. По его мнению, новостные агрегаторы должны "ответственно" подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку: «Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам».
В свою очередь, второй автор законопроекта Александр Ющенко сослался на данные социологических исследований, по которым около 60% пользователей получают новости не из традиционных СМИ, а через агрегаторы. «Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ, – отметил Ющенко. – Недостоверность информации может быть связана и с ангажированным размещением новостей в топах. Кроме того, иностранные социальные сети Twitter, Facebook в других странах уже тестируют собственные новостные сервисы, поэтому такая деятельность требует регулирования российскими законами».
Предполагается, что вести реестр новостных агрегаторов в Рунете будет тот же федеральный орган, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Соответственно, от новостных агрегаторов закон будет требовать «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе той, которая взята из официально зарегистрированных СМИ. В чем смысл такой «двойной фильтрации» одной и той же информации – непонятно. Но по жалобе Роскомнадзора новостной агрегатор может быть закрыт – с формулировкой «внесудебное принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации». Если «нехорошая» информация по требованию Роскомнадзора не будет быстро убрана с сайта, последует штраф: от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц.
Другие требования: новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20% (как и у других российских СМИ). Также компания-владелец агрегатора обязана шесть месяцев хранить распространенную ею информацию. Во многом этот проект повторяет принятый в 2014 году «закон о блогерах», который, помимо прочего, обязал авторов интернет-ресурсов с аудиторией более 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре и наложил ряд ограничений на содержимое ресурсов.
У кого возникнут трудности?
По мнению российских экспертов, под действие обновленного закона подпадут до 30 крупных компаний: Яндекс, Mail.ru, Google, Rambler, ВКонтакте, Спутник, Facebook, Twitter и другие. К слову, вопрос о признании агрегаторов новостей СМИ уже обсуждался в кулуарах форума «Интернет-экономика 2015», когда руководители российских интернет-гигантов встречались с Владимиром Путиным. После этого крупнейшие подобные сервисы даже всерьез рассматривали возможность отказаться от рейтинга новостей – несмотря на неизбежную потерю трафика, признавая, что очень значительная доля посетителей приходит на стартовые страницы именно за новостями.
Теперь, если поправки будут приняты, исчезновение новостных агрегаторов становится неизбежным. Дело в том, что их владельцы просто физически не в состоянии проверять достоверность всех публикуемых материалов. Например, в пресс-службе Яндекса заявили: «Каждый день Яндекс.Новости индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У Яндекс.Новостей нет редакции, сервис автоматически собирает новости от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор Яндекса не публикует – читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. То есть сервис Яндекс.Новости объективно ограничен в возможности проверки достоверности новостей, подготовленных третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию. То же самое говорят в Google: агрегатор Google News – это полностью автоматический сервис, который работает на основе алгоритма без какого-либо редакторского участия.
Но пострадают не только интернет-компании, владеющие сайтами-агрегаторами новостей. Закрытие агрегаторов приведет к серьезному – как минимум на четверть – падению трафика и рекламных доходов СМИ. Так, журналисты российского делового издания «Ведомости» опросили ряд редакций СМИ и выяснили, что большая часть трафика на сайты изданий поступает из Яндекс.Новостей. В самой компании Яндекс говорят, что Яндекс.Новости ежедневно обеспечивают различным онлайн-СМИ 6,5 млн просмотров. Например, онлайн-проектам «Коммерсанта» переходы с Яндекс.Новостей обеспечили в 2015 году около 25% всего трафика, еще 5-7% пришлось на Google News и 2-3% – на агрегатор новостей Mail.ru. У сайтов издательского дома «Комсомольская правда» существенная доля интернет-трафика приходится на новостные агрегаторы, и возможное их закрытие серьезно снизит рекламные доходы. Переходы с агрегаторов дают сайтам «Комсомольской правды» 20-25% общего трафика: 15-20% идет с «Яндекс.Новостей», около 5% – с Google News. «Новостные агрегаторы дают нам примерно четверть посещений, львиная доля трафика приходится на Яндекс.Новости, – рассказывает шеф-редактор сайта Vedomosti.ru Екатерина Дербилова. – Большая часть аудитории, приходящей из агрегаторов, читает нас и из других источников – из социальных сетей, заходит на сайт напрямую и др., так что нельзя говорить, что при закрытии агрегаторов трафик резко упадет и не восстановится – пользователь найдет другой путь. Другое дело, что агрегаторы – удобная точка входа для читателей и не хотелось бы ее терять».
По другим СМИ, и прежде всего информационным агентствам, ситуация порой еще более серьезная. Так, у информагентства «Россия сегодня» трафик из новостных агрегаторов составил в январе примерно 50% от общего. У Lifenews – 20-25%, а у газеты «Известия» доля трафика от агрегаторов – около 70%. На «Лента.ру» агрегаторы приводят 10% трафика, причем доля агрегатора Mail.ru незначительна, а доля Google News выше, чем Яндекс.Новостей.
Варианты развития событий
Между тем, многие наблюдатели в России считают, что законопроект «не пройдет» – по крайней мере, в его нынешней «жесткой» формулировке. Так, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков высказался, что идея приравнять агрегаторы к СМИ требует тщательной проработки. А заместитель министра связи Алексей Волин заявил, что выступает против законопроекта. Волин подчеркнул, что с тем же успехом к средствам массовой информации можно приравнять и газетные киоски – ведь заголовки печатных изданий видны сквозь стеклянную витрину. По его словам, решение о равенстве между агрегаторами и СМИ выглядит столь же абсурдно. Именно поэтому высока вероятность, что из законопроекта во втором чтении уберут пункт о проверке достоверности новостей, но оставят о 20% иностранного владения.
Впрочем, авторы законопроекта пока не намерены отступать. Один из них, член комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко, сказал, отвечая на вопросы «Коммерсантъ FM»: «Даже по статистике если посмотреть, то пользователи в основном черпают новости, наверное, даже не из газет, а в основном они распространяются через новостные сайты, через сайты, которые распространяют и ранжируют новостную ленту, но не являются СМИ. Поэтому логично было бы называть вещи своими именами, и таковые агрегаторы, которых на самом деле не так уж и много, формируют так называемую повестку, формируют новостную ленту для пользователей, тоже должны быть регламентированы законом. …Сегодня мы должны понимать, что информация является оружием, которое может влиять на сознание людей».
Организация деятельности и порядок функционирования международных финансовых рынков является приоритетным направлением тематических публикаций и статей на аналитическом информационном сетевом портале ForexAW.com. Особый интерес в этой области ...
Социальные сети перспективны не только с точки зрения личного общения — но и в плане бизнеса. Крупные компании и частные предприниматели поняли это уже давно. В настоящий момент Инстаграм, Вконтакте и Фейсбук активно используются для торговли ...
Сегодня подключенный к интернету компьютер имеется в абсолютном большинстве семей в развитых странах мира. А значит, доступ к интернету получают не только взрослые, но и дети, причем независимо от возраста. Более того, современные дети уже в очень ...
Поисковый бенчмаркинг - hi-tech - анализирующая технология веб-ресурсов конкурентов, чтобы выявить успешную бизнес-стратегию (выход в топ выдачи поисковых запросов), выявление ошибок, а также определение упущенных направлений в деятельности ...
В России достигло своего пика обсуждение того, должна ли власть взять под контроль интернет-общение внутри страны. И если должна, то как это может выглядеть, кто будет этим заниматься, какие права получат пользователи и провайдеры, а каких прав их ...