nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Судьба сайтов-агрегаторов повисла на волоске

Судьба сайтов-агрегаторов повисла на волоске  В последних числах февраля росссийское интернет-сообщество активно обсуждало возможность закрытия сайтов достаточно узкой тематики, но имеющих крайне высокую посещаемость – агрегаторов новостей. 25 февраля несколько депутатов внесли в Госдуму законопроект, который ставит под угрозу работу таких сервисов. Закрыться рискуют такие сервисы, как Яндекс.Новости, Google News, Рамблер.Новости и многие другие, собирающие и публикующие новостные сюжеты с сайтов СМИ.

Инициатива законодателей

Российские депутаты Алексей Казаков (фракция «Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» (в России он известен как «закон о блогерах») и к Административному кодексу. Если поправки будут утверждены, то в российском законодательстве появится определение «новостной агрегатор». Такие интернет-ресурсы будут вынуждены существовать в особом правовом режиме – он, впрочем, будет касаться агрегаторов, имеющих не менее 1 млн посетителей в сутки.

Один из авторов законопроекта Алексей Казаков пояснил журналистам, что задача контроля над агрегаторами – заполнить пробелы в законодательстве и противостоять иностранному влиянию на неокрепшие умы российских интернет-пользователей. «Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована», – сказал Казаков. По его мнению, новостные агрегаторы должны "ответственно" подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку: «Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам».
В свою очередь, второй автор законопроекта Александр Ющенко сослался на данные социологических исследований, по которым около 60% пользователей получают новости не из традиционных СМИ, а через агрегаторы. «Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ, – отметил Ющенко. – Недостоверность информации может быть связана и с ангажированным размещением новостей в топах. Кроме того, иностранные социальные сети Twitter, Facebook в других странах уже тестируют собственные новостные сервисы, поэтому такая деятельность требует регулирования российскими законами».

Предполагается, что вести реестр новостных агрегаторов в Рунете будет тот же федеральный орган, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Соответственно, от новостных агрегаторов закон будет требовать «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе той, которая взята из официально зарегистрированных СМИ. В чем смысл такой «двойной фильтрации» одной и той же информации – непонятно. Но по жалобе Роскомнадзора новостной агрегатор может быть закрыт – с формулировкой «внесудебное принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации». Если «нехорошая» информация по требованию Роскомнадзора не будет быстро убрана с сайта, последует штраф: от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц.

Другие требования: новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20% (как и у других российских СМИ). Также компания-владелец агрегатора обязана шесть месяцев хранить распространенную ею информацию. Во многом этот проект повторяет принятый в 2014 году «закон о блогерах», который, помимо прочего, обязал авторов интернет-ресурсов с аудиторией более 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре и наложил ряд ограничений на содержимое ресурсов.

У кого возникнут трудности?

По мнению российских экспертов, под действие обновленного закона подпадут до 30 крупных компаний: Яндекс, Mail.ru, Google, Rambler, ВКонтакте, Спутник, Facebook, Twitter и другие. К слову, вопрос о признании агрегаторов новостей СМИ уже обсуждался в кулуарах форума «Интернет-экономика 2015», когда руководители российских интернет-гигантов встречались с Владимиром Путиным. После этого крупнейшие подобные сервисы даже всерьез рассматривали возможность отказаться от рейтинга новостей – несмотря на неизбежную потерю трафика, признавая, что очень значительная доля посетителей приходит на стартовые страницы именно за новостями.

Теперь, если поправки будут приняты, исчезновение новостных агрегаторов становится неизбежным. Дело в том, что их владельцы просто физически не в состоянии проверять достоверность всех публикуемых материалов. Например, в пресс-службе Яндекса заявили: «Каждый день Яндекс.Новости индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У Яндекс.Новостей нет редакции, сервис автоматически собирает новости от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор Яндекса не публикует – читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. То есть сервис Яндекс.Новости объективно ограничен в возможности проверки достоверности новостей, подготовленных третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию. То же самое говорят в Google: агрегатор Google News – это полностью автоматический сервис, который работает на основе алгоритма без какого-либо редакторского участия.

Но пострадают не только интернет-компании, владеющие сайтами-агрегаторами новостей. Закрытие агрегаторов приведет к серьезному – как минимум на четверть – падению трафика и рекламных доходов СМИ. Так, журналисты российского делового издания «Ведомости» опросили ряд редакций СМИ и выяснили, что большая часть трафика на сайты изданий поступает из Яндекс.Новостей. В самой компании Яндекс говорят, что Яндекс.Новости ежедневно обеспечивают различным онлайн-СМИ 6,5 млн просмотров. Например, онлайн-проектам «Коммерсанта» переходы с Яндекс.Новостей обеспечили в 2015 году около 25% всего трафика, еще 5-7% пришлось на Google News и 2-3% – на агрегатор новостей Mail.ru. У сайтов издательского дома «Комсомольская правда» существенная доля интернет-трафика приходится на новостные агрегаторы, и возможное их закрытие серьезно снизит рекламные доходы. Переходы с агрегаторов дают сайтам «Комсомольской правды» 20-25% общего трафика: 15-20% идет с «Яндекс.Новостей», около 5% – с Google News. «Новостные агрегаторы дают нам примерно четверть посещений, львиная доля трафика приходится на Яндекс.Новости, – рассказывает шеф-редактор сайта Vedomosti.ru Екатерина Дербилова. – Большая часть аудитории, приходящей из агрегаторов, читает нас и из других источников – из социальных сетей, заходит на сайт напрямую и др., так что нельзя говорить, что при закрытии агрегаторов трафик резко упадет и не восстановится – пользователь найдет другой путь. Другое дело, что агрегаторы – удобная точка входа для читателей и не хотелось бы ее терять».

По другим СМИ, и прежде всего информационным агентствам, ситуация порой еще более серьезная. Так, у информагентства «Россия сегодня» трафик из новостных агрегаторов составил в январе примерно 50% от общего. У Lifenews – 20-25%, а у газеты «Известия» доля трафика от агрегаторов – около 70%. На «Лента.ру» агрегаторы приводят 10% трафика, причем доля агрегатора Mail.ru незначительна, а доля Google News выше, чем Яндекс.Новостей.



Варианты развития событий

Между тем, многие наблюдатели в России считают, что законопроект «не пройдет» – по крайней мере, в его нынешней «жесткой» формулировке. Так, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков высказался, что идея приравнять агрегаторы к СМИ требует тщательной проработки. А заместитель министра связи Алексей Волин заявил, что выступает против законопроекта. Волин подчеркнул, что с тем же успехом к средствам массовой информации можно приравнять и газетные киоски – ведь заголовки печатных изданий видны сквозь стеклянную витрину. По его словам, решение о равенстве между агрегаторами и СМИ выглядит столь же абсурдно. Именно поэтому высока вероятность, что из законопроекта во втором чтении уберут пункт о проверке достоверности новостей, но оставят о 20% иностранного владения.

Впрочем, авторы законопроекта пока не намерены отступать. Один из них, член комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко, сказал, отвечая на вопросы «Коммерсантъ FM»: «Даже по статистике если посмотреть, то пользователи в основном черпают новости, наверное, даже не из газет, а в основном они распространяются через новостные сайты, через сайты, которые распространяют и ранжируют новостную ленту, но не являются СМИ. Поэтому логично было бы называть вещи своими именами, и таковые агрегаторы, которых на самом деле не так уж и много, формируют так называемую повестку, формируют новостную ленту для пользователей, тоже должны быть регламентированы законом. …Сегодня мы должны понимать, что информация является оружием, которое может влиять на сознание людей».


авторы
Антон Платов
номер
2016/09



Ещё из раздела управление интернетом

    Организация деятельности и порядок функционирования международных финансовых рынков является приоритетным направлением тематических публикаций и статей на аналитическом информационном сетевом портале ForexAW.com. Особый интерес в этой области ...
    Социальные сети перспективны не только с точки зрения личного общения — но и в плане бизнеса. Крупные компании и частные предприниматели поняли это уже давно. В настоящий момент Инстаграм, Вконтакте и Фейсбук активно используются для торговли ...
    • авторы: Антон Платов
    Сегодня подключенный к интернету компьютер имеется в абсолютном большинстве семей в развитых странах мира. А значит, доступ к интернету получают не только взрослые, но и дети, причем независимо от возраста. Более того, современные дети уже в очень ...
    Поисковый бенчмаркинг - hi-tech - анализирующая технология веб-ресурсов конкурентов, чтобы выявить успешную бизнес-стратегию (выход в топ выдачи поисковых запросов), выявление ошибок, а также определение упущенных направлений в деятельности ...
    • авторы: Антон Платов
    В России достигло своего пика обсуждение того, должна ли власть взять под контроль интернет-общение внутри страны. И если должна, то как это может выглядеть, кто будет этим заниматься, какие права получат пользователи и провайдеры, а каких прав их ...
    © 2024 PressEnter
                                                

    Сайт работает на платформе Nestorclub.com