В России достигло своего пика обсуждение того, должна ли власть взять под контроль интернет-общение внутри страны. И если должна, то как это может выглядеть, кто будет этим заниматься, какие права получат пользователи и провайдеры, а каких прав их лишат.
Взять трафик под контроль
11 февраля российское деловое издание «Ведомости» сообщило, что Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разработало проект закона о государственном контроле над прохождением интернет-трафика на территории России. По данным газеты, в соответствии с проектом поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предлагается установить государственную систему мониторинга «использования ресурсов глобальной адресации и глобальных идентификаторов сети интернет (DNS и IP-адресов)» и отслеживать работу критических элементов инфраструктуры российского сегмента интернета. Также в законопроекте говорится о возможном усилении контроля над зарубежными каналами связи и точками обмена трафиком путем лицензирования трансграничной передачи данных операторами и определения обязательных точек обмена трафиком.
Сразу после этого громкую новость прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он уточнил, что вопрос о полном контроле за глобальной сетью не стоит, однако Россия может и должна иметь возможность подобного контроля. «Такая большая страна, как Россия, должна обладать своим потенциалом, чтобы компенсировать возможные шаги недружественные, направленные на то, чтобы вывести из строя целые сегменты сети. Работы, конечно, в этой связи ведутся, такие задачи ставились. И трактовать это, как полный контроль над интернетом, наверное, было бы неверным, – подчеркнул Песков. – Но это потенциально возможно. Потенциально такая возможность присутствует, конечно».
Технические и бюрократические подробности
По официальной версии, законопроект о государственном контроле над прохождением интернет-трафика на территории России реализует поручения Владимира Путина по итогам заседания Совета безопасности, состоявшегося еще осенью 2014 года. Тот совет обсуждал итоги учений по устойчивости российского интернета и вопросы его автономной работы: речь шла о минимизации рисков для Рунета в случае его временного отключения от внешнего мира при чрезвычайных ситуациях.
В законопроекте Минкомсвязи описаны несколько способов, позволяющих госорганам следить за маршрутами интернет-трафика. Во-первых, министерство предлагает создать государственную систему мониторинга «использования ресурсов глобальной адресации и глобальных идентификаторов сети интернет (DNS и IP-адресов)». Эта система также должна отслеживать работу критических элементов инфраструктуры Рунета. В рамках этой системы будет создан реестр адресов Рунета.
Как поясняют чиновники, это позволит властям понять, как работает российский сегмент интернета. Сейчас у государства такого понимания нет: исторически, из-за своего хаотического развития, Рунет очень сложно устроен. Например, необходимость создания реестра IP-адресов (уникальных адресов компьютеров в сети) в министерстве мотивируют так: сейчас все IP-адреса российским провайдерам выдает голландская компания RIPE NCC. Операторы из России в автоматическом режиме постоянно обращаются к базе данных этой компании и на ее основе строят маршруты трафика. Как следствие, если вдруг из реестра самой RIPE NCC пропадет информация о российских IP-адресах, то весь Рунет просто «ляжет». Государство предлагает создать резервную копию реестра IP-адресов, которая будет автоматически проверять наличие российских адресов в базе.
В свою очередь, система мониторинга трафика позволит понять, между какими точками в Рунете есть связность, а между какими ее нет. На основании этой информации государство сможет предложить операторам и интернет-компаниям построить резервные каналы, которые улучшат связность сети. При этом у государства, по словам чиновников, нет задачи с помощью этой системы отслеживать содержание передаваемой информации, это и так можно сделать через провайдеров.
Также законопроект предлагает сделать зарубежные каналы связи и точки обмена трафиком более контролируемыми. Например, организовывать международные каналы связи смогут только операторы, имеющие лицензию на трансграничную передачу данных. Сейчас в России сложно подсчитать количество каналов связи, пересекающих границу, и в их числе есть серые каналы, не учтенные профильными ведомствами. Сегодня трансграничная передача данных не лицензируется Минкомсвязи, но на организацию зарубежного канала компании должны получить разрешение от ФСБ, но это одноразовое разрешение тому, кто ведет стройку. Впоследствии этот канал может быть продан, и у государства не будет информации о настоящем владельце.
Еще одно предложение Минкомсвязи – обязать операторов использовать только те точки обмена трафиком, которые внесены в специальный государственный реестр. Таким образом, государство «посчитает» владельцев таких точек и предложит им построить резервные каналы связи. В России сейчас пять самых крупных точек обмена трафиком – в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Казани. Крупнейшая – в Москве – принадлежит компании MSK-IX, и через нее сейчас проходит около 60% всего российского трафика.
«Суть инициативы заключается в том, что государство намерено наблюдать за объемами маршрутизации трафика, что вполне объяснимо, – пишут «Ведомости». – Многие страны, включая США и Германию, стремятся замыкать движение трафика по своей территории для сокращения издержек участников IT-отрасли и усиления магистральных систем передачи данных. Это продиктовано как экономическими соображениями, так и соображениями информационной и национальной безопасности. Соответственно, в законопроекте перечислены меры защиты Рунета в случае зарубежного воздействия, например отключения системы DNS».
История вопроса
Большинство нынешних инициатив по введению госконтроля за интернетом в России связывают с персоной нового советника президента России Германа Клименко, которому принадлежат такие известные компании, как LiveInternet и Mediametrics. Также Герман Клименко – председатель правления «Института развития Интернета».
Еще в начале января нынешнего года, сразу после назначения на новую должность, Герман Клименко заявил, что, по его мнению, применение китайской модели госрегулирования Сети пошло бы на пользу российским интернет-компаниям. Он также признал, что поддержал бы ряд запретов в отношении иностранных интернет-компаний. «Если сейчас закрыть границы, я имею в виду виртуально, все наши сайты выиграют. „Яндекс" выиграет, Mail.ru выиграет. У нас сейчас отъедают какой-то пласт рекламодателей и Google, и Facebook, и все остальные компании», – уверен Клименко.
Собственно, и до своего назначения в Кремль Герман Клименко отстаивал позицию большего контроля государства за Сетью. Так, по его мнению, сервисы обмена сообщениями не должны быть закрытыми для правоохранительных органов. Теперь же, отвечая на вопрос журналистов о возможности блокировки на территории России работы мессенджера Telegram, если он не захочет сотрудничать со спецслужбами, советник президента заявил: «Я законопослушный гражданин, и если государство завтра примет решение о запрете Google, я его исполню. … Я абсолютно уверен, что в будущем ни одно государство в мире не позволит на своей территории функционировать анонимным мессенджерам. Не будет этой истории. Они будут просить у таких компаний права получения доступа к данным. У Павла Дурова просто не будет выбора. Они все пойдут по пути Skype, который сотрудничает с правоохранительными органами».
Замечу, что весьма скептически о перспективах развития интернета в России под управлением Германа Клименко высказывается культовый для Рунета персонаж – основатель и редактор нескольких интернет-СМИ Антон Носик. По его мнению, на своем посту новый советник президента неизбежно будет ограничивать бесцензурное общение в Сети. «Власть рассматривает интернет как сферу, которую она хочет отрегулировать и проконтролировать. И, как мы помним, самые значительные пакеты законов, связанные с регулированием Интернета в России, приняты по так называемому «антитеррористическому пакету». Власть смотрит на интернет как на угрозу, как на то место, где трудно проконтролировать информацию. И, соответственно, будут приниматься меры», – говорит Антон Носик.
При этом эксперт признает, что Герман Клименко – в самом деле специалист, досконально знающий индустрию изнутри. «Контраст между людьми, которые писали законы Госдумы, вводящие ограничения в интернете, и Германом Сергеевичем – очень резкий и значительный. Герман Клименко – это человек, который действительно понимает, что такое IP-адрес, что такое DNS, что такое домен, сайт, чем блог отличается от страницы, чем поисковая машина отличается от сайтов для взрослых, – признает Антон Носик. – Он много знает, но при этом мы же понимаем, что его туда не программистом наняли – блокирующие программы кодировать. Поэтому эти знания так и останутся в его голове, передаче третьим лицам они не подлежат просто потому, что третьи лица не готовы чему бы то ни было учиться».
В свою очередь американское информагентство Bloomberg, взявшее у Германа Клименко интервью в начале февраля, указывает на его претензии к Кремниевой долине, которую советник президента России считает «проводником интересов ЦРУ». По словам Bloomberg, в Кремле сильно подозревают, что американские IT-компании выполняют все распоряжения своих властей точно так же, как и требования своих акционеров. Google, например, по мнению Клименко, может отслеживать все, отвечает на 320 тыс. запросов американских правоохранителей в год, но не отвечает ни на один такой запрос из России. «Мы должны рассматривать это как угрозу нашей национальной безопасности», – цитирует агентство его слова.
Также, по мнению Германа Клименко, Microsoft, Google и другие американские компании «достигли точки невозврата», когда подчинились санкциям, введенным в связи с присоединением Крыма к России, и прекратили все отношения с полуостровом. В результате неизбежным стал переход российских государственных сетей с Windows на системы с открытым исходным кодом, основанные на Linux. Герман Клименко заявляет, что 22 тыс. муниципальных органов власти готовы перейти на Linux немедленно. «Это как если бы жена увидела мужа с другой. Он может потом клясться в чем угодно, но веры уже нет», – цитирует Bloomberg советника Путина.
Организация деятельности и порядок функционирования международных финансовых рынков является приоритетным направлением тематических публикаций и статей на аналитическом информационном сетевом портале ForexAW.com. Особый интерес в этой области ...
Социальные сети перспективны не только с точки зрения личного общения — но и в плане бизнеса. Крупные компании и частные предприниматели поняли это уже давно. В настоящий момент Инстаграм, Вконтакте и Фейсбук активно используются для торговли ...
Сегодня подключенный к интернету компьютер имеется в абсолютном большинстве семей в развитых странах мира. А значит, доступ к интернету получают не только взрослые, но и дети, причем независимо от возраста. Более того, современные дети уже в очень ...
Поисковый бенчмаркинг - hi-tech - анализирующая технология веб-ресурсов конкурентов, чтобы выявить успешную бизнес-стратегию (выход в топ выдачи поисковых запросов), выявление ошибок, а также определение упущенных направлений в деятельности ...
В последних числах февраля росссийское интернет-сообщество активно обсуждало возможность закрытия сайтов достаточно узкой тематики, но имеющих крайне высокую посещаемость – агрегаторов новостей. 25 февраля несколько депутатов внесли в Госдуму ...