nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Слоны против китов


Слоны против китов
Знаменитый детский вопрос, повторяющийся из поколения в поколение, звучит так: «Если слон на кита влезет, кто кого сборет?». Аналог этого вопроса применительно к мобильной индустрии звучит так: «Кто контролирует бОльшую долю рынка – Samsung или Nokia?». А применительно к русскоязычному сегменту Сети – «Кто круче, «Яндекс» или Mail.ru Group?».

Samsung vs. Nokia

27 апреля стало известно, что Samsung вышел на первое место в мире по объемам продаж мобильных телефонов и смартфонов: 137 млн штук за I квартал. Apple оказалась на втором месте, Nokia – лишь на третьем. По подсчетам Strategy Analytics, за три месяца Samsung продал 93,5 млн устройств против 82,7 млн у Nokia.

Чистая прибыль южнокорейского производителя электроники в I квартале составила $4,4 млрд – на 81% больше, чем в прошлом году. Операционная прибыль за январь-март выросла на 98%, достигнув $5,15 млрд – выше прогнозов. Таким результатом компания обязана росту продаж телефонов, смартфонов и планшетных мини-компьютеров Galaxy Notе. Также успеху Samsung поспособствовали продажи гаджетов на развивающихся рынках, включая Россию.

На рынке смартфонов Samsung вновь стал лидером, обогнав Apple. Продажи южнокорейской компанией «умных телефонов» в I квартале выросли до 44 млн штук (31% рынка смартфонов) – втрое больше, чем за тот же период прошлого года. Apple, в свою очередь, продала 35,1 млн аппаратов, заняв 24% рынка.

«Особенно впечатляет рост наших продаж на развивающихся рынках, таких как Китай, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток», – с гордостью заявил вице-президент мобильного бизнеса Samsung Ким Хен Джун. Рынки развитых стран, по его словам, близки к насыщению, и ожидать там значительного роста продаж не стоит.

Эксперты Strategy Analytics напоминают, что всего пять лет назад Samsung сместила компанию Motorola со второй позиции среди крупнейших производителей телефонов. Корпорация Nokia лидировала в этом рейтинге с 1998 года, когда она обошла ту же Motorola.

«Сейчас драйвером роста являются именно смартфоны. С релизом новых моделей тренд благополучно сохранится и во II квартале», – убеждён портфельный менеджер ING Investment Management Korea Парк Енг Мин. Действительно: по прогнозам исследовательской компании Gartner, в 2012 году объем продаж смартфонов по всему миру достигнет 645 млн штук – на 40% больше, чем в 2011 году. Для сравнения: мировые продажи ПК вырастут лишь на 4,5% – до 370 млн штук.

Впрочем, оценки тройки лидеров рынка различными аналитиками противоречивы. Оспаривая мнение Strategy Analytics другая аналитическая компания, IHS iSuppli, утверждает, что больше всех смартфонов в I квартале продала всё же Apple (35,1 млн против 32 млн у Samsung). Причина разницы в оценках – то, что Samsung, в отличие от Apple, не раскрывает объемы поставок своих аппаратов. В квартальном отчете Samsung лишь сказано, что за январь-март компания заработала рекордные $4,5 млрд.

Ну а что касается Nokia, то 2 мая она предприняла то ли сильный ход, то ли жест отчаяния – я сам пока ещё не разобрался. Финский производитель подал иски в суды Германии и США, обвиняя конкурентов – HTC, Research In Motion (RIM) и ViewSonic – в использовании её разработок и нарушении патентных прав. Компания хочет добиться выплаты роялти за использование своих разработок.

Поработать придётся разным судам. Тяжбу с HTC будет разбирать Комиссия по международной торговле США, которая может заблокировать импорт в США гаджетов, произведённых с нарушением авторских прав. Другой иск – против HTC и ViewSonic – подан в федеральный окружной суд Делавэра (США), против HTC и RIM – в окружной суд Дюссельдорфа (Германия), против всех трех компаний – в окружные суды Мангейма и Мюнхена (Германия).
В рамках этих исков Nokia заявила о правах на 45 патентов, относящихся как к технологиям, используемым в аппаратах конкурентов, так и к ПО. В числе спорных – патенты на многозадачность, управление электропитанием, навигацию, шифрование данных и извлечение вложений электронной почты.

Комментируя этот «патентный залп», главный юрист Nokia Луиза Пентланд сказала: «Мы бы предпочли избежать судебных разбирательств, но пришлось предъявить иски, чтобы положить конец несанкционированному использованию принадлежащих нам инноваций и технологий. Многие из этих разработок являются основополагающими для продукции Nokia. Мы бы хотели, чтобы другие компании уважали нашу интеллектуальную собственность и конкурировали бы, используя свои наработки. Мы продемонстрировали, что не будем мириться с несанкционированным использованием наших инноваций».

Но дело тут, как часто бывает, не в справедливости, а в деньгах. Порядка 10.000 патентов Nokia являются значительным источником дохода для компании. У Nokia подписаны договоры об использовании своих разработок с 40 компаниями. В среднем за год роялти приносят финскому концерну 500 млн евро.

«Яндекс» vs. Mail.ru Group

26 апреля российские интернет-гиганты «Яндекс» и Mail.ru Group отчитались о почти равном росте выручки – на 51% и 49,9% соответственно. «Яндекс» в I квартале увеличил выручку на 51% по сравнению с показателем годом ранее, до 5,9 млрд рублей ($200,3 млн). Операционная прибыль выросла на 23%, до 1,6 млрд рублей ($53,2 млн), чистая прибыль – на 53%, до 1,3 млрд рублей ($42,9 млн). Рентабельность по операционной прибыли составила 26,5%, по чистой прибыли – 21,4%. Доходы от рекламы выросли на 51% – на 28% по медийной рекламе и на 53% по контексту.

Правда, рост доходов «Яндекса» компенсировался ростом коммерческих, общих и административных расходов в I квартале на 70%, с 628 млн до 1 млрд рублей. Причины – увеличение зарплат сотрудников, а также рост расходов на рекламу поисковика и его сервисов и на аренду офисов и оплату коммунальных платежей.

Как результат, акции «Яндекса» обвалились на фоне роста котировок конкурента – Mail.ru Group. После публикации отчетности акции «Яндекса» на бирже Nasdaq рухнули на 5,18%, до $23,27 за акцию. Соответственно, текущая капитализация компании – $7,71 млрд.

Аналитики ждали от «Яндекса» интенсивного роста прибыли, но компании приходится направлять слишком много денег на рекламу из-за противостояния с Google на русскоязычном поисковом рынке. В 2011 году Google на российском рынке запустил масштабную рекламную кампанию. В ответ «Яндекс» в начале 2012-го решил запустить собственную кампанию. Это привело, с одной стороны, к тому, что доля поиска «Яндекса» в марте стабилизировалась, но, с другой стороны, упал уровень доходности.

По данным LiveInternet, доля «Яндекса» в I квартале 2012 года составила в среднем 59,4%. Количество рекламодателей превысило 179 тысяч, что на 3% больше, чем в IV квартале 2011 года – но для устойчивого роста этого маловато.

В свою очередь интернет-компания Mail.ru Group показала выручку в первом квартале в размере $160,3 млн. То есть в рублевом эквиваленте выручка выросла на 49,9%, в долларах – на 45%. Доходы от медийной рекламы увеличились на 34% – до $34 млн, от контекстной рекламы – на 30,4%, до $16,5 млн. Аналитики ожидали меньший рост выручки в I квартале – только до $148,9 млн.

«Показатели роста выручки обеих компаний сопоставимы и практически не отличаются, – говорят эксперты финансовой компании «Тройка Диалог». – Но рост выручки «Яндекса» произошёл в основном за счет увеличения доходов от рекламы, а рост Mail.ru – за счет увеличения выручки от социальных сервисов (Community IVAS), которая выросла в I квартале более чем на 100%».

В то же время, если не вдаваться в одни только финансовые показатели, работа «Яндекса» в I квартале выглядит более впечатляюще. Например, в рамках программы поиска по записям в социальных сетях был заключен договор о сотрудничестве с Twitter. Было запущено мобильное приложение «Яндекс.Навигатор» для смартфонов и планшетов на платформах iOS и Android.

Появился новый мобильный продукт «Яндекс.Shell» – трехмерный интерфейс с поиском и сервисами Яндекса для устройств на базе Android. Также прошло внедрение технологии продажи и покупки рекламных показов на основе аукциона RTB (Real Time Bidding), где в качестве покупателей выступают системы размещения рекламы (Demand Side Platform, DSP).

Однако бизнес-аналитики всё же смотрят на финансовые показатели. И эксперты авторитетного международного банка Credit Suisse пришли к выводу, что ценные бумаги Mail.ru Group более привлекательны для инвесторов, чем акции «Яндекса». Они констатировали, что бизнес Mail.ru лучше диверсифицирован и в меньшей степени подвержен конкурентным рискам, говорится в отчете банка. Также в Credit Suisse убеждены, что российский рынок интернет-рекламы недооценен – и прогнозируют темп роста этого сегмента на уровне 30% в год на протяжении ближайших трех лет.

И именно за счёт ожидаемого роста рынка онлайн-рекламы будет расти также бизнес Mail.ru Group. Дело в том, что компания развивает одновременно направления медийной и контекстной рекламы, интернет-сервисов, онлайн-игр, рекрутинговый проект и т.д. Кроме того, говорится в отчете Credit Suisse, благодаря собственной социальной сети Mail.ru является обладателем уникальной базы пользователей, но пока компания не использует ее в полной мере для монетизации, что дает больше возможностей в долгосрочной перспективе.

По итогам 2012 года Mail.ru Group планирует обеспечить 35%-й рост выручки. Представители российского интернет-гиганта отмечают рост аудитории на всех своих основных площадках, и прежде всего – на порталах Mail.ru и «Одноклассники».

В общем, итог таков: акции Mail.ru Group на момент написания статьи торговались на уровне $43,03 за одну бумагу, «Яндекса» – $24,34 за штуку. В Credit Suisse считают текущую стоимость Mail.ru «чуть более привлекательной». В отчете говорится, что бумаги компании торгуются с коэффициентом цена/прибыль на уровне 17x, тогда как тот же показатель у «Яндекса» – 21х. Целевая цена, которую банк определил для бумаг Mail.ru Group, – $58 за бумагу, «Яндекса» – $29.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Apple, Mail.ru Group, Nokia, Samsung, Яндекс
номер
2012/18

Еще из раздела it бизнес
IT-индустрия: приготовления к осени IT-бизнес: всех спасет Google? IT-индустрия: без летнего отдыха Последует ли RIM примеру IBM и Motorola?
© 2016 PressEnter