nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IT-индустрия: покемоны как успешные IT-бизнесмены


IT-индустрия: покемоны как успешные IT-бизнесмены
Вернувшись из отпуска и вновь погрузившись в события IT-индустрии, я, признаться, был сильно удивлен: обычно такой накал страстей и масштаб событий не характерен для середины лета. Одна только неожиданно созревшая продажа ARM Holdings чего стоит – все-таки не каждый день продают лидера отрасли, да еще и за более чем $32 млрд. Да и игра Pokemon Go, выскочившая как чертик из бутылки, моментально потрясла всю игровую индустрию сильнее, чем выход в свет очередной суперприставки. Впрочем, то, что холдинг Mail.ru Group наконец договорился с лидерами индустрии звукозаписи – не менее важно. По крайней мере для русскоязычных интернет-пользователей. Но обо всем по порядку.

Интернет-бизнес

Финансовые показатели корпорации Yahoo снова ухудшились, и теперь потенциальный покупатель интернет-гиганта может столкнуться с серьезными проблемами. Напомню, что последний год Yahoo ищет покупателя и, возможно, сейчас последний раз публикует квартальные итоги в статусе самостоятельной компании.

Выручка корпорации во II квартале с учетом выплаты комиссионных партнерам сократилась по сравнению с прошлогодней на 19%. Из семи последних кварталов шесть сопровождались снижением данного показателя год к году, и на этот раз снижение было самым значительным с момента назначения Мариссы Майер на должность генерального директора.

Направление бизнеса, которое по замыслу Майер должно было обеспечить основной рост, развивается недостаточно быстро. Квартальные затраты Yahoo выросли за год на 40%, в результате убыток достиг $439 млн. Во многом это обусловлено списанием активов подразделения Tumblr на сумму $395 млн. Сайт Tumblr, купленный Yahoo в 2013-м примерно за $1 млрд, должен был стать важным успехом Майер, однако проект развивался неудачно, и общий объем списаний, связанных с ним, уже составил $625 млн.

Публикация квартальных итогов совпала с окончанием срока подачи заявок на покупку Yahoo. По словам осведомленных источников, Yahoo планирует подвести итог аукциона к концу июля. Основная часть рыночной капитализации Yahoo приходится на ее доли в компаниях Alibaba Group Holding и Yahoo Japan. Разные аналитики в последние месяцы давали оценки этих активов в пределах от $3 млрд до $5,15 млрд.

Между тем, российский бизнес переживает вторую волну интереса к венчурным инвестициям в IT. Так, инвесткомпания Inventure Partners запускает второй серийный фонд с капиталом в $150 млн, рассказывают «Ведомости». Как и первый фонд с капиталом в $100 млн, Inventure Partners II будет вкладываться в интернет-проекты, работающие на потребительском рынке, и продолжит специализироваться на торговых площадках и агрегаторах. Не изменится и географический фокус инвестиций: фонд намерен инвестировать в компании из Израиля, России, Германии и Великобритании. Но теперь это должны быть глобальные проекты: из российских инвестиции смогут получить лишь те, более 50% выручки которых поступает с международного рынка. В каждый проект фонд будет вкладывать от $1 млн до $5 млн в обмен на долю в проекте до 40%.

Капитал первого фонда уже полностью проинвестирован: Inventure Partners вложилась в 14 компаний. Часть вложений первого фонда уже вернулась инвесторам – например, за счет частичной продажи доли в Gett автоконцерну Volkswagen, в мае этого года вложившему в сервис $300 млн. Кроме того, Inventure рассталась с долей в компании Fogg (разработчик решений для выхода в интернет с мобильных устройств), куда инвестировала $7 млн. Долю фонда выкупила компания Globetouch. Внутренняя норма доходности первого фонда составила 38% годовых в долларах (до вычета комиссии фонда). Это выше среднего уровня, который обычно колеблется у российских фондов от 20 до 25%.

Новый фонд будет искать большие отрасли, которые могут кардинально измениться благодаря IT (например, финансы, медицина, транспорт). Особые надежды возлагаются на технологии дополненной и виртуальной реальности, а также искусственного интеллекта.

Это уже не первый серийный фонд, создаваемый в России. В мае этого года стало известно, что Runa Capital также завершила сбор средств для второго серийного фонда, о планах создания которого объявляла еще в июле 2014-го. Капитал второго фонда составил $135 млн, как и первого. Формирует второй венчурный фонд с капиталом более $100 млн и Сбербанк, в апреле этого года сообщивший о создании фонда с соинвесторами. Первый венчурный фонд с капиталом в $100 млн, призванный финансировать полезные для банка технологические проекты, он учредил вместе с частными инвесторами еще в 2012 году. В октябре прошлого года о создании второго фонда заявила Buran Venture Capital, первый фонд которой инвестировал $35 млн в 10 проектов. Среди портфельных компаний фонд называл Ponominalu.ru (крупная интернет-касса продажи билетов), Shazam (мобильное приложение для распознавания музыки) и онлайн-видеосервис ivi.ru. Целевой капитал второго фонда – $75 млн, он намерен вложиться в 20-25 компаний, средний размер инвестиции составит $1-2 млн.

Российский интернет-холдинг Mail.ru Group, United Music Agency (UMA) и Universal Music Group (UMG) подписали соглашение о лицензировании аудио- и видеоконтента UMG для использования на онлайн-платформах группы. Эти соглашения дают пользователям социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир» доступ к лицензионному контенту Universal. Кроме того, «ВКонтакте» и UMG подписали мировое соглашение, которое урегулирует неразрешенные судебные иски. Ранее аналогичные соглашения «ВКонтакте» подписала с Sony Music и Warner Music. Входящие в холдинг социальные сети будут тестировать различные модели монетизации совместно с другими участниками рынка – для поиска оптимальной схемы взаимодействия как для артистов, так и для пользователей.

Сумма контракта Mail.ru Group и Universal не раскрывается. Но ранее говорилось, что она составит около $8 млн за три года. Это так называемые минимальные гарантии, которые правообладатель получает за сам факт использования музыки.

UMG – последняя из западных компаний звукозаписи, с которой Mail.ru Group договорилась о лицензировании музыки. Ранее российская компания подписала соглашения с Sony Music и Warner Music, а также с компанией – дистрибутором музыки Orchard. Кроме того, у группы есть лицензионные соглашения с российскими издателями – Первым музыкальным издательством, студиями «Союз» и «Никитин».

Warner Music российская компания будет платить около $2,5 млн в год, Sony Music – около $2 млн в год. Если прибавить к этому еще Universal, то трем компаниям Mail.ru Group будет платить за право использования музыки из их каталогов около $7 млн в год. Весь российский рынок цифровой музыки составил в 2015-м $23,5 млн.

Правообладатели никогда не скрывали, что их главная цель – легализовать «ВКонтакте», которую они считают главным источником пиратства в Рунете. При этом наказать компанию через суд им не удалось. Так, и Universal, и Warner, и Sony судились с социальной сетью с 2014 года. Сначала суд частично поддержал правообладателей – отказался удовлетворить их материальные требования, но обязал «ВКонтакте» создать систему, которая будет препятствовать пользователям загружать пиратский контент. Но апелляционная инстанция признала «ВКонтакте» «добросовестным информационным посредником», не отвечающим за действия пользователей.

Производители

А вот это уже, можно сказать, сенсация. Японская корпорация SoftBank Group готовится приобрести производителя мобильных процессоров ARM Holdings более чем за $32 млрд. После объявления о сделке акции ARM на биржах поднялись в цене на 45%.

Напомню, что ARM – британская корпорация, один из крупнейших разработчиков и лицензиаров архитектуры процессоров, ориентированных на использование в портативных и мобильных устройствах. Микропроцессорная архитектура ARM широко используется в смартфонах, в том числе в iPhone. И хотя рост спроса на смартфоны в последнее время замедлился, никто не сомневается, что разработки ARM, как и сама платформа, будут играть важнейшую роль в интернете вещей.

Незадолго до объявления о покупке ARM генеральный директор SoftBank Масаёси Сон принял решение вернуться к непосредственному руководству инвестиционной стратегией своей компании. До этого инвестициями в SoftBank руководил Никеш Арора, уволившийся из компании в июне. «Приобретение ARM – великолепный ход с точки зрения инвестиционной стратегии SoftBank, цель которой – использовать важнейшие возможности, появляющиеся благодаря интернету вещей, – заявил Сон. – Это одно из самых важных поглощений, когда-либо осуществленных нами. Я уверен, что ARM станет краеугольным камнем нашей стратегии роста и развития».

Созданная в 1980-х компания SoftBank начала свою деятельность с дистрибуции ПО, затем прошла путь от издателя журналов и организатора отраслевых выставок до крупнейшего телекоммуникационного конгломерата. Сейчас SoftBank входит в тройку ведущих телекоммуникационных компаний Японии. SoftBank активно инвестирует в высокотехнологичные стартапы из Индии, Китая и других азиатских стран, корпорации также принадлежат сотовые операторы в США и Японии. В последнее время корпорация продала пакет акций китайской компании Alibaba Group на сумму порядка $10 млрд. Кроме того, SoftBank выручила более $7 млрд, продав свою долю в финской компании Supercell Oy.

Фоном для сделки SoftBank и ARM стало решение Великобритании о выходе из ЕС, приведшее к снижению курса фунта стерлингов. Как следствие, британские активы стали более привлекательными для зарубежных покупателей. Однако именно у ARM котировки акций в последние недели росли – основная часть продаж этого производителя чипов приходится на зарубежные рынки. Министр финансов Великобритании Филип Хаммонд приветствовал сделку SoftBank. Известно, что подразделения ARM продолжат работать в Англии. Сейчас из всех 4000 сотрудников ARM около 1600 приходится на британские предприятия. SoftBank заявляет о намерении удвоить штат своих сотрудников в Великобритании в течение пяти лет, ожидается увеличение штата и за пределами этой страны.

Практически одновременно корпорация Samsung Electronics объявила о покупке доли в китайской компании BYD, специализирующейся на производстве электромобилей и источников электропитания. BYD выставила на продажу пакет своих акций общей стоимостью $2,3 млрд. Стороны не разглашают объема и стоимости сделки. Но южнокорейская газета Korea Economic Daily сообщила о согласии Samsung купить пакет новых акций BYD на сумму $449 млн, что соответствует доле в 4%.

«Эта инвестиция поможет нам развивать производство чипов для электромобилей, – говорится в заявлении Samsung. – Мы планируем расширять сотрудничество с BYD по нескольким направлениям». При этом корейская корпорация, как утверждается, не намеревается участвовать в управлении BYD. В документе, представленном Шэньчжэньской фондовой бирже, BYD сообщает, что участники сделки в будущем собираются совместно разрабатывать компоненты для электромобилей и что планы Samsung свидетельствуют об уверенности корейской компании в перспективах BYD.

Эта тенденция появилась не сегодня: IT-компании уделяют все больше внимания автомобильному рынку, который сейчас осваивает продукты нового поколения, включая электромобили и самоуправляемые машины. Корпорации Alphabet (то есть Google) и Apple ускоренными темпами разрабатывают собственные модели электромобилей.

Концерн Samsung Group благодаря своим филиалам уже занимает заметное место на мировом автомобильном рынке. В частности, Samsung SDI выпускает батареи для электромобилей, Samsung Electro-Mechanics специализируется на цифровых камерах, сенсорах и телекоммуникационных модулях. В то же время Samsung Electronics лишь недавно пришла на рынок комплектующих для автопрома. Основной бизнес этой компании, связанный с производством смартфонов, сейчас переживает спад, и руководство объявило о формировании нового подразделения технологий для самоуправляемых автомобилей.

Игровой бизнес

Игровой бизнес неожиданно вновь привлек к себе всеобщее внимание внутри IT-индустрии. И все из-за ажиотажа вокруг игры Pokemon Go, в которой пользователи ловят покемонов с помощью «дополненной реальности». Этот ажиотаж очень быстро увеличил стоимость компании Nintendo на $9 млрд.

Говоря точнее, Pokemon Go – это совместный проект Pokemon Company, на 32% принадлежащей Nintendo, и Niantic – подразделения Alphabet, материнской компании Google. Эта игра для смартфонов, едва появившись, завоевала бешеную популярность. Как результат, рыночная капитализация японской компании Nintendo за несколько дней выросла более чем в полтора раза, достигнув $28 млрд.

Традиционный бизнес Nintendo, ориентированный на пользователей игровых консолей, переживает не лучшие времена, и неверие инвесторов в перспективы компании отрицательно сказывалось на курсе ее акций. Но ситуация резко изменилась, когда Nintendo начала экспансию на рынок мобильных игр, предложив владельцам смартфонов продукт Pokemon Go. Эта игра, основанная на технологии «дополненной реальности», позволяет участникам взаимодействовать с привычными для игроманов покемонами (карманными монстрами) вроде Пикачу в парках, городских зданиях, на транспорте и т. п. Сцены с реальными объектами, снимаемыми цифровой камерой смартфона, наполняются цифровыми изображениями покемонов. Сама игра бесплатна, но дополнения к ней необходимо покупать. Так, приспособления для ловли анимированных персонажей продаются по цене от $1.

По данным аналитиков из App Annie, в первый же день после выхода Pokemon Go эта игра стала чемпионом среди мобильных приложений по числу загрузок и по выручке в странах, где она была представлена. Аналитики из SimilarWeb полагают, что Pokemon Go на платформе Android вскоре может обогнать Twitter по числу пользователей в США. «Pokemon Go – уникальная игра, поскольку здесь всемирно известные персонажи и современнейшие технологии на платформе Google взаимно дополняются», – говорит Хирокадзу Хамамура, аналитик рынка игровых продуктов и директор компании Kadokawa Dwango.

Сейчас создатели игрушки уже просчитывают перспективы ее дальнейшей монетизации. Так, в ближайшее время Nintendo планирует выпустить устройство Pokemon Go Plus стоимостью $35, помогающее игрокам ловить покемонов. А на осень намечен выпуск новых смартфонных игр – Animal Crossing и Fire Emblem. Ранее эти игры выпускались для игровых устройств Nintendo и пользовались большой популярностью.


авторы
Антон Платов
номер
2016/28

Еще из раздела it бизнес
IT-индустрия: ПО в роли вечного двигателя Противоречивый рекорд Apple Игровой бизнес: ротация интересов IT-индустрия: накануне больших премьер
© 2016 PressEnter