nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IT-индустрия: весна досрочно


IT-индустрия: весна досрочно Эпоха дешевого труда в Китае завершилась. За годы экономического бума зарплаты в Китае сильно выросли, а доля трудоспособного населения достигла пика, в результате чего страна лишается одного из главных своих козырей – дешевой рабочей силы. Теперь транснациональным компаниям, в том числе IT-производителям, предстоит приспособиться к новым реалиям рынка труда и развитию технологий, которые заменяют рабочих на фабриках.

Опасаясь, что производители начнут покидать страну, председатель КНР Си Цзиньпин в 2014 году призвал совершить «революцию в сфере промышленных роботов» в Китае, который уже стал их крупнейшим в мире рынком. Но не ясно, поможет ли автоматизация так же сильно сократить расходы, как в свое время труд мигрантов из сельской местности. По мнению некоторых специалистов, такие изобретения, как 3D-принтеры, могут серьезно изменить производство к 2050 году. Предполагается, что они смогут производить различные товары (от одежды и пищи до электроники), а рабочих будет требоваться меньше. «Возможно, в 2050-м 3D-принтеры будут стоять в домах, и люди смогут сами производить все необходимое. Это сделает нас ненужными», – говорит Роджер Ли, гендиректор гонконгской TAL Group, крупного производителя.

Трудоспособное население Китая в 1980-2015 гг. увеличилось на 380 млн человек, и сотни миллионов сельских жителей переезжали в города, где их труд на фабриках оплачивался очень низко по мировым стандартам. Поставки товаров из Китая за границу выросли на 6700% в 1980-2007 годах, и страна стала крупнейшим экспортером в мире, обойдя США. Но недавно численность трудоспособного населения достигла пика, и ООН прогнозирует, что она уменьшится на 212 млн человек к 2050 году. Кроме того, многие рабочие вернутся в родные города, чтобы заботиться о пенсионерах. Ожидается, что к 2050-му доля китайцев старше 60 лет удвоится до 36,5%.

Также в последнее десятилетие зарплаты рабочих росли высокими темпами, превышавшими 10% в год. В некоторых прибрежных городах затраты на оплату труда (с поправкой на производительность) уже достигают $14,6 в час. Если учитывать стоимость электроэнергии, то Китай уже является более дорогой страной для производства, чем Индонезия, Таиланд, Мексика и Индия. Между тем еще в 2002 году затраты на оплату труда в Китае составляли всего $0,6 в час.

Тенденции

В III квартале 2015 года мировые поставки серверов увеличились на 9,2% год к году, а выручка производителей выросла на 7,5%, подсчитала исследовательская компания Gartner. Всего производители с июля по сентябрь этого года продали около 2,73 млн серверов и заработали $13,5 млрд. Самый сильный рост поставок отмечен в Азии: в этом регионе они увеличились на 23,8% год к году.



Конкурирующая с Gartner компания IDC получила несколько иной результат, но и она отметила мировой рост поставок серверов. По данным IDC, на мировой рынок в III квартале 2015 г. было поставлено 2,49 млн серверов – на 4,5% больше, чем годом ранее. Выручку производителей серверов за этот период они оценивают в схожую с Gartner сумму – $13,4 млрд, но, по данным IDC, рост их выручки год к году составил 5,1%.

Рост спроса на серверы в мире и сокращение спроса на ПК эксперты объясняют переводом IT-сервисов в облако. Корпоративные заказчики стали предпочитать виртуальные терминалы обычным ПК – в среднем они втрое дешевле, а срок их жизни вдвое дольше. Фактически вычислительные мощности мигрируют в дата-центры, чем и объясняется рост поставок серверов.

Кроме того, корпорации ради отказоустойчивости дублируют свои данные в основном и резервном центрах обработки данных. Но еще сильнее этот фактор проявляется при росте пользования смартфонами, планшетами и сопутствующими интернет-сервисами: мало того что растет сам объем загружаемых пользователями данных, чтобы ускорить их доставку пользователю, интернет-компании стремятся размещать их в нескольких дата-центрах по всему миру.

Стив Балмер, уйдя с поста гендиректора Microsoft, остался при этом крупнейшим акционером корпорации. И, судя по его комментариям, в подходах нынешнего руководства софтверного гиганта Балмеру нравится далеко не все. Выступая на собрании акционеров компании, Балмер для начала заявил, что недоволен тем, как компания отчитывается о финансовых показателях своих ключевых подразделений — облачных сервисов и «железа». Именно на них руководство Microsoft делает ставку в условиях кризиса на рынке ПК и связанного с ним падения доходов от продаж операционных систем и другого ПО. Балмер настаивает, чтобы компания раскрывала реальную выручку своих подразделений, а также их прибыльность.

Кроме того, экс-глава Microsoft раскритиковал то, как новое руководство пытается решить проблему дефицита качественных приложений на смартфонах с мобильными версиями Windows. По его мнению, подход с созданием универсальных приложений, которые можно использовать и на настольных ПК, и на смартфонах, не работает. Вместо этого, считает Балмер, компании стоит задуматься о механизмах портирования на Windows 10 Mobile Android-приложений и вкладывать больше средств в культивацию сторонних разработчиков. Поддержка Android-приложений поможет Windows Phone не отставать от конкурентов по количеству программ.

Напомню, что нынешний гендиректор Сатья Наделла последние два года продвигает идею создания единой платформы для смартфонов, планшетов и компьютеров, а в будущем – также для игровых консолей и шлема виртуальной реальности. Контент для всех этих устройств, по его мнению, должен находиться в общем магазине, и инструменты, с помощью которых он создается, тоже должны быть одни.

Компании

Совет директоров американский интернет-компании Yahoo! принял решение выделить принадлежащие компании 15% акций в китайской Alibaba Group Holding Ltd. в отдельный бизнес. Решение было принято в ответ на растущее давление со стороны инвесторов, уставших ждать поворота в развитии интернет-сервисов компании. Таким образом, вместо планировавшейся ранее возможной продажи пакета акций Alibaba Yahoo! будет рассматривать продажу своего веб-бизнеса. Ранее интерес к интернет-сервисам компании проявляли Microsoft, News Corp. Руперта Мердока, телекоммуникационные операторы AOL и Verizon и ряд других игроков.

Впрочем, по самой свежей информации, от такого решения в Yahoo! уже отказались. Вроде бы. Ждем прояснения ситуации.

Корпорация Apple приостановила разработку своего ТВ-сервиса, сообщил журналистам CEO телекомпании CBS Corp. Лесли Мунвс. «У них было много разговоров об этом, и я думаю, что сейчас они нажали кнопку "Hold", – сказал Мунвс. – Они ищут себе партнеров». Сервис «яблочной компании» должен был работать через интернет и рассматривался в качестве альтернативы традиционным кабельным или спутниковым пакетам телевидения. Известно, что Apple уже несколько месяцев находится в переговорах с американскими бродкастерами.

Также Apple на март 2016 года запланировала презентацию второго поколения своих умных часов и нового бюджетного iPhone 6c с 4-дюймовым дисплеем. Об этом говорят неофициальные источники, знакомые с планами компании. iPhone 6c уже прозвали «iPhone для бедных». В техническом плане устройство будет ориентироваться на спецификации между iPhone 5s и iPhone 6s – старая камера, но свежий чип A9. В плане дизайна – ближе к iPhone 5s, но в более цветастых вариантах. Эксперты ожидают, что стоимость бюджетного iPhone будет в пределах $400-500.

Шведский стриминговый музыкальный сервис Spotify даст некоторым артистам возможность размещать свои новые релизы только на платной основе в течение определенного периода времени. В настоящее время при регистрации пользователю Spotify предлагается пробная подписка на полгода, позволяющая слушать любую музыку без ограничений. После истечения пробного периода пользователь может прослушивать не более 10 часов музыки в месяц (кроме Северной Америки), причем во Франции и Великобритании один трек не может быть прослушан более 5 раз; прослушивание музыки сопровождается рекламой в приложении и на сайте сервиса. При использовании платной подписки пользователь отключает рекламу, получает доступ к записям с более высоким битрейтом без ограничений на время, может кэшировать музыку на устройстве и слушать ее без подключения к интернету.

Сообщается, что Spotify были вынуждены отступить от первоначальной идеи после давления со стороны звукозаписывающих компаний и исполнителей, в частности, Coldplay и Тейлор Свифт, отказавшихся размещать в Spotify свои треки в бесплатном доступе в надежде получить дополнительные доходы от стриминговых сервисов.

Софтверный бизнес

Компания «Яндекс» заявила о «покупке технологий» питерского антивирусного разработчика «Агнитум» (Agnitum). Как подчеркивают представители пресс-службы «Яндекса», сделка не является покупкой самой компании «Агнитум». Однако в ее результате «Яндекс» получит помимо технологий в сфере информационной безопасности еще и сотрудников «Агнитума», которые во главе с руководителями компании получили предложение перейти на работу в поисковик. Переход в «Яндекс» ключевых сотрудников «Агнитума» является частью уже подписанной сделки. Основатели «Агнитума», по словам представителей «Яндекса», также войдут в штат поисковика. Они «помогут адаптировать команду для нового коллектива и интегрировать технологии в браузер компании». Финансовую сторону сделки, как и точное число сотрудников «Агнитума», переходящих в штат «Яндекса», компания сообщить отказалась. По словам его представительницы Екатерины Карнауховой, помимо собственно разработчиков, в штат «Яндекса» перейдет и антивирусная исследовательская лаборатория.

Все новые сотрудники войдут в направление разработки браузеров и мобильных технологий, возглавляемое Дмитрием Полищуком. Интересно, что и до поглощения «Яндексом» офисы «Агнитума» располагались в одном здании с питерским филиалом поисковика – в бизнес-центре «Бенуа». Остается неясным, будет ли в итоге сделки «Агнитум» существовать как разработчик собственных продуктов. Сооснователь и управляющий директор «Агнитума» Михаил Захряпин отказался прокомментировать ситуацию вокруг его компании и «Яндекса».

«Агнитум» известен в России как создатель чрезвычайно популярной в начале 2000-х годов линейки продуктов информационной безопасности, распространяемых под брендом Outpost, в частности, Outpost Firewall. В 2012-м компания купила антивирусный движок и базу сигнатур венгерской компании VirusBuster, которую использовала в своих продуктах с 2006 года. Сотрудничество «Агнитума» с «Яндексом» завязалось на почве разработки защитных технологий в «Яндекс.Браузере». Теперь опыт «Агнитум» поможет в развитии технологии активной защиты Protect, которая отвечает за безопасность пользователей «Яндекс.Браузера».

IT-финансы

В 2015 году количество пользователей мобильного банкинга достигнет 1 млрд, а в 2020-м – 2 млрд, следует из отчета Juniper Research. Если банк хочет привлечь клиентов моложе 30 лет, ему нужно делать больше мобильных приложений и активнее работать в социальных сетях, говорит начальник аналитического отдела Juniper Нитин Бхас: банковские сайты молодежи не подходят, поскольку «большую часть времени они пользуются мобильными устройствами».

По оценке Juniper, число обращений к банковскому счету при помощи умных часов за пять лет увеличится с 10 млн до 100 млн. Но у большинства банков предложение для таких девайсов «рудиментарно», если оно вообще есть, продолжает Бхас, «большинство ограничиваются информацией о балансе», хотя, например, Apple Watch умеет гораздо больше: переводить деньги на счет, оплачивать счета и совершать бесконтактные платежи.

Количество пользователей мобильного банкинга растет быстрее прогнозов: год назад Juniper предсказывала, что рубеж в 1 млрд будет пройден в середине 2016-го. Рост в основном приходится на развивающиеся страны, в том числе на такие, где у многих жителей нет не то что кредитного рейтинга, а даже банковского счета. Число таких жителей составляет примерно 2 млрд, и сейчас около 40 финансовых стартапов изобретают способы оценить их кредитоспособность по привычкам и ежедневной рутине, о которых может рассказать их мобильный телефон. Некоторые из этих стартапов опираются на поддержку сооснователя PayPal Питера Тиля и председателя совета директоров eBay Пьера Омидьяра. «Если хотя бы одна из этих моделей окажется успешной, последствия для сектора финансовых услуг и международного развития будут огромными, – говорит профессор финансов Северо-Западного университета (штата Иллинойс) Пол Кристенсен. – Открывается совершенно новый рынок».

Такие компании используют данные мобильных телефонов, поиска в интернете, активности в социальных сетях, счета оплаты коммунальных услуг и результаты психометрических тестов. Эти данные дают банкам представление о том, что 100 лет назад Джон Пьерпонт Морган назвал главным мерилом кредитоспособности, – о характере потенциального заемщика. Они открывают доступ к развивающимся рынкам, потребительская емкость которых, по оценке McKinsey, к 2025 году достигнет $30 трлн.

Гамбургская Kreditech хочет со временем стать аналогом Amazon в розничном кредитовании на развивающихся рынках, рассказал Bloomberg ее гендиректор Себастьян Димер. С момента своего основания в 2012 г. Kreditech привлекла более 300 млн евро финансирования. Kreditech собирает данные о потребителях по 20.000 параметров – от истории интернет-шопинга до геолокации по звонкам с мобильного телефона. Выходя на любой новый рынок, Kreditech предоставляет кредиты на 100 евро всем желающим – это помогает ей собрать финансовые истории потребителей для создания более точных алгоритмов.

Нью-йоркская First Access изучает данные, полученные с мобильных телефонов потенциальных заемщиков в Танзании и Кении, и дает рекомендации банкам и микрофинансовым организациям, на какую сумму им можно давать кредит. Расчет занимает 1,5 минуты и сокращает затраты банка на определение кредитоспособности заемщика на 92%, говорит гендиректор First Access Николь ван дер Тёйн. Ежедневная рутина может рассказать много полезного о потенциальном заемщике, говорит он. Например, у человека, пополняющего баланс мобильного телефона на одну и ту же сумму в один и тот же день недели, кредитоспособность выше, чем у того, кто изредка кладет большую сумму на счет, а потом сидит без денег на телефоне; если геолокация показывает, что телефон находится каждый день в одном и том же месте, то это значит, что у потенциального заемщика есть работа.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Apple, Dell, Microsoft, Яндекс
номер
2015/47

Еще из раздела it бизнес
Перевоплощение BlackBerry Большой прорыв Yahoo! Apple и Samsung: великое противостояние Электронные компоненты определяют рынок
© 2016 PressEnter