nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IT-индустрия: большой передел рынка


IT-индустрия: большой передел рынка
Драматические события июля-августа – падение курса китайского юаня на рекордный за последние двадцать лет показатель, потом падение Шанхайской и прочих фондовых бирж Китая, потом аналогичное падение уже по всему миру, – все это быстро и сильно поменяло расклад сил среди производителей компьютерного и телекоммуникационного «железа». Проще говоря, китайским производителям электроники стало проще конкурировать с американскими и европейскими компаниями на внутреннем и мировом рынках.

Внутри Китая удешевление юаня привело к тому, что американская продукция, например смартфоны Apple, стала стоить дороже, поскольку ее поставляют за доллары. В то же время цены на аппараты Xiaomi и Lenovo китайского производства не изменились. Это позволило компаниям занять первое и второе места по продажам смартфонов в Китае, в то время как Apple опустилась на III место. А Samsung, по данным IDC, даже не входит в первую пятерку по поставкам смартфонов на китайском рынке и продолжает терять прибыль 5-й квартал подряд.

Одновременно на мировом рынке китайские производители становятся более конкурентоспособными, поскольку получают доходы в долларах, а расходы оплачивают в подешевевших юанях. Это позволяет им вести себя все более агрессивно: так, Xiaomi начала продажи в Индии и Бразилии, а Huawei продает за рубежом уже половину своих смартфонов, наращивая продажи в Латинской Америке.

За последние два десятка лет китайские производители совершили просто-таки колоссальный рывок именно в IT-сфере. Китай стал «всемирной компьютерной фабрикой» и «главным конвейером по сборке гаджетов». А значит, если раньше девальвация юаня не помогла бы ему составить конкуренцию американским IT-компаниям, то теперь низкая себестоимость производства позволяет китайским производителям конкурировать с США и Европой уже даже в области производства серверного и сетевого оборудования.

Так, покупка сборочной линии серверов у IBM сделала Lenovo лидером по поставкам серверного оборудования. Huawei, занявшая 2-е место, также совершила рывок в продажах на 30%. При этом рост HP на китайском рынке составил только 9%, что позволило американскому производителю занять пятое место, а поставки Dell сократились на 2,5%. И на рынке процессорных технологий, где, казалось, нет альтернативы Intel и AMD, она нашлась – в лице китайского производителя мобильных чипов Qualcomm. Китайское правительство рассчитывает, что Qualcomm в будущем позволит полностью избавиться от зависимости Китая от западных кремниевых технологий.

Замечу, Китай – вторая экономика в мире по объему закупок телекоммуникационного оборудования после США. По данным IDC, Китай потратит в 2015 году на IT-закупки суммарно $211 млрд – 10% от глобальных расходов в этой области.

Производители

Выпустив на рынок во II квартале 3,6 млн умных часов Apple Watch, корпорация Apple заняла 19,9% мирового рынка носимой электроники (wearable gadjets), говорится в отчете IDC. Стартовав в этом сегменте, Apple сразу заняла в нем 2-е место после бессменного лидера последних кварталов – производителя фитнес-трекеров FitBit. По данным аналитиков IDC, всего за II квартал производителями на мировой рынок было поставлено 18,1 млн носимых электронных устройств – на 223,2% больше, чем годом ранее. По данным IDC, Apple также заняла во II квартале нынешнего года 2/3 рынка умных носимых гаджетов, которые, в отличие от базовых (например, фитнес-трекеров), многофункциональны и могут работать с набором приложений.

Всякий раз, когда Apple выходит в новый сегмент рынка, это привлекает внимание не только к производителю, но и к сегменту в целом, отмечает аналитик IDC Рамон Лламас. Apple становится для рынка эталоном, с которым каждый производитель начинает сравнивать себя.

Продажи Apple Watch стартовали в апреле 2015-го. По оценке Slice Intelligence, только в США в первый день продаж было заказано 1,24 млн этих устройств. Правда, уже в июле MarketWatch сообщил со ссылкой на данные той же Slice Intelligence о падении продаж Apple Watch. По ее оценке, если в первую неделю после старта Apple продавала в среднем около 200.000 часов в день, то к началу июля продажи снизились до 20.000 в день, а в отдельные дни они не превышали 10 тыс. штук. Но общее количество проданных устройств Slice Intelligence не сообщила. Не сделала этого и Apple, там лишь констатировали рост выручки от продажи «других устройств» с $1,7 млрд до $2,6 млрд.

Финский разработчик Rovio, известный игрой Angry Birds, планирует сократить 260 сотрудников – около 40% всех работников компании. Компания объясняет массовые сокращения финансовыми трудностями и концентрацией деятельности на играх, медиапродукции и потребительских товарах. Основные увольнения пройдут в Финляндии.

«Это трудное решение. Тем не менее, я уверен, что нам необходима сейчас более компактная и гибкая компания – это позволит нам двигаться в будущее. Мы будем поддерживать наших сотрудников», – прокомментировал гендиректор Rovio Пекка Рантала. В июле 2015 года Rovio выпустила игру Angry Birds 2, которую за первый месяц скачали более 50 млн человек. В 2014 году доходы Rovio упали до 158,3 млн евро, тогда как разработчик Supercell, который владеет мобильной игрой Clash of Clans, заработал более 1,55 млрд евро.

Рыночная стоимость Samsung с апреля сократилась на $44 млрд, $17 млрд из которых компания потеряла в июле. Причиной такого крупного падения специалисты называют слабый спрос на новые смартфоны в линейке Galaxy. Акции компании за август потеряли в цене 8,1%. Решение Samsung опередить Apple и представить новые модели своих телефонов раньше американского конкурента не принесло желаемых плодов. Samsung неверно оценила спрос на телефоны Galaxy S6, не сумев поставить в нужном количестве экраны для модели Edge. Обычная модель Galaxy S6 не смогла дать достойный отпор iPhone от Apple.

Выручка Samsung падает на протяжении уже четырех кварталов, доля компании на рынке мобильных телефонов сократилась на 3%. Компания перестала быть лидером по продажам в Китае – крупнейшем рынке мобильников. По данным Bloomberg, в премиум-сегменте корейского производителя обгоняет Apple, а в средней и низкой ценовой категориях – такие производители, как Lenovo и Xiaomi.

Российская компания Almalence объявила о привлечении инвестиций от Intel Capital, инвестиционного фонда корпорации Intel. Эти средства позволят Almalence приступить к разработке технологий следующего поколения, благодаря которым изображения, полученные с камер мобильных устройств, будут сравнимы по качеству со снимками, сделанными на цифровые зеркальные фотоаппараты. Кроме того, Intel и Almalence заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, что позволит использовать преимущества технологий обработки изображения Almalence в продуктах Intel.

Технологии создания и обработки цифровых изображений, разработанные Almalence, значительно улучшают качество фотографий и видео, полученных с помощью мобильных устройств. При этом алгоритмы могут исполняться на центральном процессоре или интегрироваться в процессор обработки изображений для повышения производительности. Программные решения лицензируются непосредственно производителям цифровых устройств.

«Мы рады, что Intel Capital поддерживает нас на этапе роста, расширения взаимоотношений с заказчиками и разработки инновационных технологий, – отметил Евгений Панич, исполнительный директор компании Almalence. – Партнерство с Intel позволит вывести наш продукт и, в целом, технологии мобильной фотографии на новый уровень».

В свою очередь, Марчин Хейка, вице-президент и управляющий директор Intel Capital в Восточной Европе, России, Африке и на Ближнем Востоке, так прокомментировал сделку: «Almalence разрабатывает уникальные продукты, и мы рады видеть, что талант российских разработчиков в очередной раз подтвердил свою конкурентоспособность на мировом рынке. Возможность делать качественные снимки с помощью мобильных устройств имеет очень большое значение для пользователей. Мы будем рады сотрудничать с Almalence над созданием следующего поколения технологий цифровых изображений для улучшения пользовательского опыта».

IT-финансы

Уже в октябре в Греции будет установлена 1000 биткойн-банкоматов. Это предусмотрено контрактом между электронной биржей BTCGreece и провайдером криптовалютных услуг Cubits. Установка биткойн-банкоматов в Греции, позволяющих пользователям обменивать фиатную валюту на биткойны, – следствие растущего интереса к криптовалютам в условиях экономической нестабильности. В нынешней экономической ситуации многие греки рассматривают биткойн как способ обойти строгие правительственные ограничения.

Этим летом греческое правительство запретило гражданам обналичивать более 60 € в день($66) и размещать средства на счетах в иностранных банках. Биткойн в этих условиях становится альтернативным средством расчетов. Пик интереса к биткойну среди греческой аудитории пришелся на лето – период наибольших опасений по поводу последствий выхода из Еврозоны. Следствием острого интереса к биткойну стал заметный рост стоимости этой криптовалюты, которая в июле достигла отметки 300$.

«Мы пытаемся создать экосистему биткойна на местном рынке, – говорит Танос Маринос, основатель BTCGreece. – Мы планируем запустить 1000 биткойн-банкоматов и предоставить готовые решения для электронной коммерции и туристической индустрии». BTCGreece уже получила запросы на установку биткойн-банкоматов от 300 различных компаний розничной торговли. «В тяжелые времена люди инвестируют средства в такие надежные активы, как золото, – полагает основатель Bitcoins Greece Элену Варела – Но сегодня электронные активы, такие как биткойн, уже вполне можно причислить к этому классу активов, потому что криптовалюты не привязаны к географическим границам и не зависят от надежности банковской системы. В кризисные времена, с точки зрения обывателей, вполне логично вкладываться в биткойны».

Первый двусторонний биткойн-банкомат был запущен в центре Афин сообществом TheCube, объединяющим несколько инновационных стартапов, и работает уже не первый месяц. «Эту систему невозможно контролировать», – ранее заявил на церемонии открытия банкомата Хоакин Феной, директор стартапа.

В так называемый «черный понедельник», 24 августа, россияне резко активизировали покупки в интернет-магазинах, говорится в опубликованном 2 сентября исследовании сервиса «Яндекс.Деньги». Специалисты проанализировали платежи через электронный кошелек «Яндекс.Денег» и «Яндекс.Кассу» и пришли к выводу, что оборот онлайн-покупок россиян в этот день стал максимальным за лето и на 10% превысил среднедневной оборот предшествующей недели. На обвал мировых рынков россияне отреагировали ростом трат и в зарубежных онлайн-магазинах, обвал начался на следующий день, 25 августа, и также составил 10%.

Ажиотажный спрос на товары в российских и иностранных интернет-магазинах длился до 27 августа, говорится в исследовании. В этот день предпочтения пользователей сместились в пользу цифровых покупок: на онлайн- и компьютерные игры они потратили в 1,3 раза больше, чем в «черный понедельник».

В исследовании отмечается, что всплеск интернет-торговли в "черный понедельник" объясняется опасением повышения цен в рублях из-за роста курса валют. Аналогичная картина ажиотажного спроса наблюдалась в декабре 2014 года во время резкого скачка курсов валют, отмечают «Яндекс.Деньги». Тогда в первые три недели месяца средняя стоимость покупки россиян в интернет-магазинах была в 2,2 раза больше, чем в декабре 2013 года.

Мобильное

Как следует из отчета Gartner, мировой рынок смартфонов во II квартале 2015 г. показал самый низкий прирост, начиная с 2013-го. Всего за квартал в мире конечным пользователям было продано 330 млн смартфонов – на 13.5% больше, чем за тот же период 2014 года.

Рост поддерживал лишь спрос на недорогие модели 3G и 4G на развивающихся рынках. Наибольший рост был отмечен на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (кроме Китая), Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. В то же время в Китае впервые рынок показал не рост, а падение на 4% в годовом исчислении. Хотя это самый крупный региональный рынок, на который в рассматриваемый период пришлось 30% мировых продаж. Эксперты констатируют насыщение рынка в этой стране, в основном это рынок замены, а не покупателей, впервые приобретающих смартфон.

Лидерство рынка сохраняется за Samsung, а основным конкурентом корейской компании остается Apple. Но доля рынка Samsung во II квартале упала на 4.3%, а поставки в штуках упали на 5.3%. Наилучший рост – на 46.3% – показала компания Huawei, занявшая третье место. Продажи iPhone выросли на 36%, особенно успешно продавались смартфоны Apple в Китае – продажи выросли в годовом исчислении на 68% и составили 11.9 млн iPhone.

Двузначные показатели продаж Apple в сегменте high-end продолжают негативно влиять на конкурентов в данном сегменте. Многие из них перестроились и сфокусировались на сегментах midrange и low-end, что повлекло за собой усиление ценовых войн и расчистку складов перед выходом на рынок новых моделей во втором полугодии 2015-го.

Корпорация Amazon сократила несколько десятков инженеров, занимавшихся разработкой собственного смартфона компании Fire Phone – его первая модель была выпущена летом 2014-го. Сколько точно было уволено человек, неизвестно, но все они работали в секретном подразделении Lab126, штат которого составляет около 3 тыс. сотрудников.

Это может говорить о том, что корпорация отказалась от проекта Amazon Fire Phone. Также известно, что Amazon отказалась еще от некоторых амбициозных проектов, включая создание крупноформатного компьютерного планшета, и реструктурировала подразделение, объединив две его группы в одну.

Для справки: подразделение Lab126 занимается разработкой устройств, которые Amazon продает под своим брендом, включая электронные ридеры Kindle и планшеты Fire. Среди последних продуктов – аудиосистема Echo, представленная в ноябре 2014-го, телеприставка Amazon Fire TV и радиокнопка для заказа доставки бытовой химии Dash Button, анонсированная в марте 2015-го. Amazon не раскрывает объемы продаж своих устройств, но, по словам одного из источников, цифровые ридеры и планшеты формируют их львиную долю.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Apple, Huawei, Intel, Lenovo, Qualcomm, Samsung, Яндекс
номер
2015/33

Еще из раздела it бизнес
IT-индустрия: мобильная эра IT-индустрия: смена иллюзий IT-индустрия: накануне Windows 8 IT-индустрия: зигзаги доходности
© 2016 PressEnter