nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд  Мировые СМИ пестрели заголовками типа «Алибаба и 40 инвесторов». И это было вполне оправданно: китайский гигант интернет-бизнеса Alibaba Group не просто успешно разместил акции на фондовой бирже Нью-Йорка, но сумел в ходе IPO привлечь рекордные даже для IT-индустрии $25 млрд. Как считают эксперты, это может еще больше поднять ставки в IT-бизнесе. Не становимся ли мы свидетелями появления «пузыря», аналогичного «буму доткомов» конца 90-х, только значительно большего по масштабу?

Сколько хотел, столько и получил

Этого ждали, и это произошло. Привыкшая за последнее десятилетие к многомиллиардным сделкам IT-индустрия была впечатлена: 19 сентября китайский онлайн-гигант Alibaba Group разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек невиданную прежде сумму – $25 млрд. Вся компания к концу первого дня торгов оценивалась рынком в $241 млрд, а основатель Alibaba Group Джек Ма (он владеет 8,9% акций холдинга) стал богатейшим в Китае человеком с состоянием в $21,9 млрд, подсчитал Bloomberg Billionaires Index.

Таким образом, китайская компания теперь оценивается дороже, чем Amazon ($152 млрд) и eBay ($65 млрд) вместе взятые. Это больше, чем стоимость Disney и Boeing. Alibaba также обошла Facebook ($201 млрд) и Yahoo! ($41 млрд). При этом корпорация «всего» в полтора раза дешевле Microsoft ($388 млрд) и в 2,6 раза – Apple ($609 млрд). Для сравнения: капитализация Google составляет 398 млрд.

Непосредственно перед IPO Alibaba Group повысила границы ценового коридора для своих акций до $66-68 за ценную бумагу. Alibaba предложила инвесторам 13% своих акций. Банки-организаторы сделки – Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley.

IPO китайского интернет-гиганта стало крупнейшим в 2014 году и одним из крупнейших за все время существования бирж. До этого лишь четырем компаниям удавалось провести IPO более чем на $20 миллиардов: автомобильному концерну GM, китайским банкам Agricultural Bank of China и ICBC, а также страховщику AIA Group.

О высоком спросе на акции Alibaba было известно еще задолго до начала торгов. От 35 до 40 инвестиционных компаний разместили заказы на акции объемом в $1 млрд. и более. Но такого энтузиазма не ожидал никто. В ходе первого дня торгов стоимость акций компании выросла на 38,07% до значения $93,89 за одну акцию. Размер капитализации онлайн-ритейлера к концу сессии достиг $231 млрд. Благодаря успешному IPO также существенно возрастет стоимость долей основных акционеров Alibaba Group – японского Softbak'а и американской интернет-компании Yahoo.

Но за что заплатили инвесторы? «Мы хотим быть больше Walmart», – заявил Джек Ма в первый день торгов на Уолл-Стрит. Сейчас более 80% оборота компании генерирует китайский рынок. На онлайновых торговых площадках, созданных Ма, можно приобрести практически все: одежду, обувь, мобильные буровые установки и т. д. Основные площадки – Alibaba.com, Taobao и Tmall – часто описываются как китайские аналоги американских Amazon и eBay, а платежная система Alipay сравнивается с PayPal.

Однако Alibaba не претендует на технологическую уникальность. Инвесторы заплатили $25 млрд не за продвинутые технические решения, а за «эффект сети». Чем больше продавцов на онлайн-площадке – тем больше покупателей, чем больше покупателей – тем больше продавцов. Сама Alibaba описывала этот эффект в проспекте для инвесторов следующим образом: «Наши торговые площадки соединяются в общую систему так, что покупатели и продавцы одной площадки присутствуют и на других наших площадках. Это создает эффект сети второго порядка и еще больше укрепляет нашу экосистему».

Сейчас покупатели ежесекундно тратят на Alibaba в среднем $9368 против $3691 на Amazon и $2775 на eBay, свидетельствует статистика Business Insider Intelligence. А совокупный торговый оборот всех площадок Alibaba – $248 млрд – сопоставим с розничным рынком целой страны.

Помимо онлайн-площадок в экосистему Alibaba входят компании, работающие с технологической инфраструктурой, оказывающие IT-услуги, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, микрофинансовый бизнес и другие. Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Кроме того, компания управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.

При этом у созданной Ма структуры есть пространство для роста: сейчас интернетом пользуется всего 500 млн человек из 8 млрд жителей планеты, обращает он внимание инвесторов.

Тут стоит заметить, что в последнее время холдинг Alibaba заметно улучшил свои показатели благодаря использованию мобильных устройств. Во II квартале 2014 года, по статистике Digitimes, 32% всех транзакций, выполненных на его платформе, были проведены с мобильных устройств. Кроме того, Alibaba активизирует взаимодействие с физическими магазинами и расширяет модели «из онлайна в офлайн» и «из офлайна в онлайн».

«Я не хочу разочарованных акционеров, я хочу убедиться, что они делают деньги», – сказал Джек Ма в интервью телеканалу CNBC. Он также отметил, что больше всего беспокоится о счастье клиентов и инвесторов компании.

Что дальше?

Нынешний успех на бирже вовсе не гарантирует Alibaba Group дальнейшего процветания. Проданные по рекордной цене акции вполне могут вскоре начать дешеветь – напомню, что именно так произошло, к примеру, с Facebook. Кроме того, у Alibaba хватает конкурентов на ее «родном» рынке – в Китае, да и во всей Юго-Восточной Азии.

Так, один из конкурентов Alibaba, компания Tencent, тоже активно расширяется благодаря социальным сетям и сотрудничеству с оператором онлайн-шоппинга JD.com. В ответ Alibaba пытается укреплять позиции с помощью собственного социального ПО и покупок поисковых систем и операторов электронных карт.

Хотя в Китае позиции Alibaba как онлайновой площадки продолжают усиливаться, компании будет сложно перенести на мобильные устройства всю свою бизнес-модель, основанную на рекламе и услугах. Сейчас на мобильных устройствах осуществляется все больше транзакций в Сети, и Alibaba будет все сложнее поддерживать высокий уровень прибыли. Впрочем, ей могут помочь в этом большие объемы данных о потребителях, которые она собрала с различных сегментов своей деятельности.

«Показатели роста Alibaba и удачно проведенное компанией IPO показывают, что разница в классе между американскими и китайскими компаниями стремительно сокращается», – считает профессор Warwick Business School Цинь Ван. Он также отметил, что внимание к клиентской базе и постоянно внедряемые инновации в скором времени позволят китайским компаниям провести масштабную экспансию на американский и европейский рынки технологий и электронной коммерции и положить конец лидерству США в этой сфере.

С другой стороны, многие эксперты считают, что Alibaba будет сложно воспроизвести за границей свою китайскую бизнес-модель из-за различий в структуре спроса и культурных особенностей, считают аналитики. Сейчас китайский интернет-гигант увеличивает свое присутствие на иностранных рынках, в основном в Северной Америке, путем инвестирования в местные компании. Однако здесь Alibaba поджидает ряд трудностей, таких как высокий уровень лояльности американского потребителя к Amazon, другие модели покупательского поведения и беспокойства о безопасности хранения данных у китайской компании.

Тем не менее, Джек Ма не скрывает планов по экспансии на рынки США и Европы. Ряд экспертов полагают, что инструментом по выходу на западные рынки станут инвестиции в кинобизнес и производство фильмов в США. Так, известный аналитик рынка медиакоммуникаций Ли Ченюн в интервью The Hollywood Reporter высказал предположение, что после удачного IPO Alibaba привлечет дополнительные средства для инвестиций в кинобизнес США. По словам эксперта, вложения в Голливуд станут частью планов компании по экспансии на американский и европейский рынки.

Основания для этого есть. Холдинг Alibaba еще в апреле выкупил 20% акций самого крупного китайского видеохостинга Youku Tudou, имеющего соглашение о стратегическом сотрудничестве с американской киностудией Lionsgate. Кроме того, в июне интернет-ритейлер за $804 млн выкупил 60% гонконгской компании ChinaVision Media Group, которая была переименована в Alibaba Pictures Group Ltd. В совет директоров компании вошли известный актер боевиков Джет Ли, а несколько кинопроектов возглавили популярные в Голливуде режиссеры Вонг Карвай, Стивен Чоу и Гидденс Ко. «После IPO Alibaba сможет инвестировать во всю цепочку производства голливудского кино, а затем вложиться и в другие направления западного бизнеса», – подытожил Ли Ченюн.


компании и бренды
Alibaba
авторы
Антон Платов
номер
2014/36



Ещё из раздела IT бизнес

  • компании и бренды: Microsoft
Корпорация Microsoft 31 октября провела в Минске в «Президент-Отеле» масштабную конференцию Microsoft Innovation Day. На мероприятии были представлены инновационные решения Microsoft, а также обозначены основные направления работы софтверного ...
  • компании и бренды: Microsoft
Одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в IT-бизнес-сообществе – это то, что корпорация Microsoft, судя по всему, готовится радикально поменять стратегию относительно своего ключевого продукта. Иначе говоря, ОС Windows софтверный гигант станет ...
  • компании и бренды: Messe Frankfurt Exhibition GmbH
Апрельские музыкальные выставки во Франкфурте-на-Майне известны как образец чрезвычайно удачного взаимодополнения. Musikmesse, ведущая международная выставка музыкальных инструментов, нот и различных аспектов продюсирования, является проверенным ...
  • компании и бренды: Prolight + Sound
Крупнейшая в мире выставка музыкальных инструментов и всего, что связано с бизнесом организации массовых мероприятий Musikmesse в этом году пройдет на целый месяц раньше обычного: с 12 по 15 марта в выставочном комплексе Франкфурта-на-Майне в ...
  • компании и бренды: Oracle
24 октября в Минске состоялся ежегодный деловой инновационный форум под названием Oracle Day 2013. На нем представительство Oracle продемонстрировало новинки международной конференции Oracle OpenWorld 2013 (она прошла месяцем ранее) и стратегию ...
  • компании и бренды: Messe Frankfurt Exhibition GmbH
Но почему такое положение вещей не устраивает организаторов главной «бумажной» выставки? На последней международной выставке бумаги, канцелярских и офисных принадлежностей Paperworld, которая ежегодно проходит во Франкфурте-на-Майне, были 1 636 ...
  • номер: 2014/45
Выставка Paperworld, которая откроется в немецком Франкфурте-на-Майне 31 января будущего года, адресована тем, кто торгует канцелярскими и офисными принадлежностями — бумагой и оборудованием, средствами для презентаций и рассылок, органайзерами, ...
  • номер: 2014/36
С 16 по 21 сентября 2014 года в Кельне проходила крупнейшая выставка для профессионалов фото- и киноиндустрии – photokina 2014. Корреспонденту удалось побывать на выставке за день до ее открытия, и первые два дня работы павильонов крупнейших ...
  • компании и бренды: Playtika
Компания Playtika объявила о запуске независимого подразделения, которое будет специализироваться на создании и разработке казуальных игр. Компания планирует каждый год выпускать несколько новых игр на основе анализа рыночных данных. Лаборатория ...
  • компании и бренды: Playtika
Международная компания Playtika отметила своё 10-летие масштабной конференцией на Ибице, куда слетелись 2500 сотрудников из 12 стран мира.Караван из 26 чартерных рейсов приземлился утром пятницы на испанском острове Ибица, доставив 2500 сотрудников ...
  • компании и бренды: SAP
Выход на российский рынок SAP Localization Hub стал центральной темой Саммита, приуроченного к 15-летию первой российской версии. В 2016 году компания инвестировала более 10 млн евро в адаптацию своих решений к специфике законодательства России и ...
  • компании и бренды: Microsoft, Sony
Корпорация Sony еще в феврале 2014 года продала свой «ноутбучный» бренд Vaio. И, соответственно, сама прекратила поставки ноутбуков под этой маркой. Но теперь устройства под брендом Vaio готовятся вновь выйти на рынок – уже без всякого участия Sony. ...
© 2024 PressEnter
                                            

Сайт работает на платформе Nestorclub.com