nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд

IPO Alibaba: ожидавшийся рекорд  Мировые СМИ пестрели заголовками типа «Алибаба и 40 инвесторов». И это было вполне оправданно: китайский гигант интернет-бизнеса Alibaba Group не просто успешно разместил акции на фондовой бирже Нью-Йорка, но сумел в ходе IPO привлечь рекордные даже для IT-индустрии $25 млрд. Как считают эксперты, это может еще больше поднять ставки в IT-бизнесе. Не становимся ли мы свидетелями появления «пузыря», аналогичного «буму доткомов» конца 90-х, только значительно большего по масштабу?

Сколько хотел, столько и получил

Этого ждали, и это произошло. Привыкшая за последнее десятилетие к многомиллиардным сделкам IT-индустрия была впечатлена: 19 сентября китайский онлайн-гигант Alibaba Group разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек невиданную прежде сумму – $25 млрд. Вся компания к концу первого дня торгов оценивалась рынком в $241 млрд, а основатель Alibaba Group Джек Ма (он владеет 8,9% акций холдинга) стал богатейшим в Китае человеком с состоянием в $21,9 млрд, подсчитал Bloomberg Billionaires Index.

Таким образом, китайская компания теперь оценивается дороже, чем Amazon ($152 млрд) и eBay ($65 млрд) вместе взятые. Это больше, чем стоимость Disney и Boeing. Alibaba также обошла Facebook ($201 млрд) и Yahoo! ($41 млрд). При этом корпорация «всего» в полтора раза дешевле Microsoft ($388 млрд) и в 2,6 раза – Apple ($609 млрд). Для сравнения: капитализация Google составляет 398 млрд.

Непосредственно перед IPO Alibaba Group повысила границы ценового коридора для своих акций до $66-68 за ценную бумагу. Alibaba предложила инвесторам 13% своих акций. Банки-организаторы сделки – Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley.

IPO китайского интернет-гиганта стало крупнейшим в 2014 году и одним из крупнейших за все время существования бирж. До этого лишь четырем компаниям удавалось провести IPO более чем на $20 миллиардов: автомобильному концерну GM, китайским банкам Agricultural Bank of China и ICBC, а также страховщику AIA Group.

О высоком спросе на акции Alibaba было известно еще задолго до начала торгов. От 35 до 40 инвестиционных компаний разместили заказы на акции объемом в $1 млрд. и более. Но такого энтузиазма не ожидал никто. В ходе первого дня торгов стоимость акций компании выросла на 38,07% до значения $93,89 за одну акцию. Размер капитализации онлайн-ритейлера к концу сессии достиг $231 млрд. Благодаря успешному IPO также существенно возрастет стоимость долей основных акционеров Alibaba Group – японского Softbak'а и американской интернет-компании Yahoo.

Но за что заплатили инвесторы? «Мы хотим быть больше Walmart», – заявил Джек Ма в первый день торгов на Уолл-Стрит. Сейчас более 80% оборота компании генерирует китайский рынок. На онлайновых торговых площадках, созданных Ма, можно приобрести практически все: одежду, обувь, мобильные буровые установки и т. д. Основные площадки – Alibaba.com, Taobao и Tmall – часто описываются как китайские аналоги американских Amazon и eBay, а платежная система Alipay сравнивается с PayPal.

Однако Alibaba не претендует на технологическую уникальность. Инвесторы заплатили $25 млрд не за продвинутые технические решения, а за «эффект сети». Чем больше продавцов на онлайн-площадке – тем больше покупателей, чем больше покупателей – тем больше продавцов. Сама Alibaba описывала этот эффект в проспекте для инвесторов следующим образом: «Наши торговые площадки соединяются в общую систему так, что покупатели и продавцы одной площадки присутствуют и на других наших площадках. Это создает эффект сети второго порядка и еще больше укрепляет нашу экосистему».

Сейчас покупатели ежесекундно тратят на Alibaba в среднем $9368 против $3691 на Amazon и $2775 на eBay, свидетельствует статистика Business Insider Intelligence. А совокупный торговый оборот всех площадок Alibaba – $248 млрд – сопоставим с розничным рынком целой страны.

Помимо онлайн-площадок в экосистему Alibaba входят компании, работающие с технологической инфраструктурой, оказывающие IT-услуги, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, микрофинансовый бизнес и другие. Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Кроме того, компания управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.

При этом у созданной Ма структуры есть пространство для роста: сейчас интернетом пользуется всего 500 млн человек из 8 млрд жителей планеты, обращает он внимание инвесторов.

Тут стоит заметить, что в последнее время холдинг Alibaba заметно улучшил свои показатели благодаря использованию мобильных устройств. Во II квартале 2014 года, по статистике Digitimes, 32% всех транзакций, выполненных на его платформе, были проведены с мобильных устройств. Кроме того, Alibaba активизирует взаимодействие с физическими магазинами и расширяет модели «из онлайна в офлайн» и «из офлайна в онлайн».

«Я не хочу разочарованных акционеров, я хочу убедиться, что они делают деньги», – сказал Джек Ма в интервью телеканалу CNBC. Он также отметил, что больше всего беспокоится о счастье клиентов и инвесторов компании.

Что дальше?

Нынешний успех на бирже вовсе не гарантирует Alibaba Group дальнейшего процветания. Проданные по рекордной цене акции вполне могут вскоре начать дешеветь – напомню, что именно так произошло, к примеру, с Facebook. Кроме того, у Alibaba хватает конкурентов на ее «родном» рынке – в Китае, да и во всей Юго-Восточной Азии.

Так, один из конкурентов Alibaba, компания Tencent, тоже активно расширяется благодаря социальным сетям и сотрудничеству с оператором онлайн-шоппинга JD.com. В ответ Alibaba пытается укреплять позиции с помощью собственного социального ПО и покупок поисковых систем и операторов электронных карт.

Хотя в Китае позиции Alibaba как онлайновой площадки продолжают усиливаться, компании будет сложно перенести на мобильные устройства всю свою бизнес-модель, основанную на рекламе и услугах. Сейчас на мобильных устройствах осуществляется все больше транзакций в Сети, и Alibaba будет все сложнее поддерживать высокий уровень прибыли. Впрочем, ей могут помочь в этом большие объемы данных о потребителях, которые она собрала с различных сегментов своей деятельности.

«Показатели роста Alibaba и удачно проведенное компанией IPO показывают, что разница в классе между американскими и китайскими компаниями стремительно сокращается», – считает профессор Warwick Business School Цинь Ван. Он также отметил, что внимание к клиентской базе и постоянно внедряемые инновации в скором времени позволят китайским компаниям провести масштабную экспансию на американский и европейский рынки технологий и электронной коммерции и положить конец лидерству США в этой сфере.

С другой стороны, многие эксперты считают, что Alibaba будет сложно воспроизвести за границей свою китайскую бизнес-модель из-за различий в структуре спроса и культурных особенностей, считают аналитики. Сейчас китайский интернет-гигант увеличивает свое присутствие на иностранных рынках, в основном в Северной Америке, путем инвестирования в местные компании. Однако здесь Alibaba поджидает ряд трудностей, таких как высокий уровень лояльности американского потребителя к Amazon, другие модели покупательского поведения и беспокойства о безопасности хранения данных у китайской компании.

Тем не менее, Джек Ма не скрывает планов по экспансии на рынки США и Европы. Ряд экспертов полагают, что инструментом по выходу на западные рынки станут инвестиции в кинобизнес и производство фильмов в США. Так, известный аналитик рынка медиакоммуникаций Ли Ченюн в интервью The Hollywood Reporter высказал предположение, что после удачного IPO Alibaba привлечет дополнительные средства для инвестиций в кинобизнес США. По словам эксперта, вложения в Голливуд станут частью планов компании по экспансии на американский и европейский рынки.

Основания для этого есть. Холдинг Alibaba еще в апреле выкупил 20% акций самого крупного китайского видеохостинга Youku Tudou, имеющего соглашение о стратегическом сотрудничестве с американской киностудией Lionsgate. Кроме того, в июне интернет-ритейлер за $804 млн выкупил 60% гонконгской компании ChinaVision Media Group, которая была переименована в Alibaba Pictures Group Ltd. В совет директоров компании вошли известный актер боевиков Джет Ли, а несколько кинопроектов возглавили популярные в Голливуде режиссеры Вонг Карвай, Стивен Чоу и Гидденс Ко. «После IPO Alibaba сможет инвестировать во всю цепочку производства голливудского кино, а затем вложиться и в другие направления западного бизнеса», – подытожил Ли Ченюн.


компании и бренды
Alibaba
авторы
Антон Платов
номер
2014/36



Ещё из раздела IT бизнес

  • компании и бренды: Facebook, Google, Motorola, Nokia, NVIDIA
Интернет-реклама переживает настоящий триумф, своего рода период расцвета. Сеть на глазах становится главной медиа-площадкой мира. Индустрии ПК или мобильников в периоды их расцвета такие темпы роста и не снились. За I квартал 2012 года доход ...
  • компании и бренды: HTC, Intel, Nokia, Samsung, Seagate, Western Digital
Пожалуй, главная тема дискуссий на минувшей неделе: на рынке активно обсуждается возможность продажи контроля в компании Nokia. В результате выхода на рынок новых моделей смартфонов Samsung и жесткой конкуренции со стороны компании Apple за год ...
  • компании и бренды: Acer, Facebook, Google, Lenovo
То, что заранее называлось главным событием мировой IT-экономики, не оправдало ожиданий. Я, разумеется, говорю про IPO Facebook, прошедшее 18 мая. Ожиданий оно не оправдало. Точнее, оправдать-то оправдало, но только ожидания скептиков. Тех самых, ...
  • компании и бренды: AMD, Apple, Asus, Google, HTC, Huawei, Intel, LinkedIn, RIM, Samsung, Sony
Журнал Forbes опубликовал свой ежегодный список 25 самых быстрорастущих компаний в сфере высоких технологий. В рейтинге может принять участие любая из 5000 публичных IТ-компаний, однако для этого она должна увеличивать продажи на 10% каждый из ...
  • компании и бренды: Apple, Asus, Intel, Microsoft, RIM, Sony, Western Digital
Мировая экономика, которая своим плохим состоянием долго угнетала IT-индустрию, сегодня демонстрирует признаки улучшения ситуации. Министры финансов и главы центральных банков G20 по итогам встреч в Вашингтоне констатировали, что риски, еще недавно ...
  • компании и бренды: Apple, Mail.ru Group, Nokia, Samsung, Яндекс
Знаменитый детский вопрос, повторяющийся из поколения в поколение, звучит так: «Если слон на кита влезет, кто кого сборет?». Аналог этого вопроса применительно к мобильной индустрии звучит так: «Кто контролирует бОльшую долю рынка – Samsung или ...
  • компании и бренды: Facebook
Именно этот вопрос сейчас мучает крупных и мелких инвесторов, планирующих приобрести акции крупнейшей в мире соцсети в ходе ее IPO, назначенного на конец этого мая. Facebook готовится к первичному размещению акций, рассчитывая получить от инвесторов ...
  • авторы: Антон Платов
Белорусская промышленность в последние годы все активнее внедряет компьютерные технологии, стараясь с их помощью повысить производительность и качество, понизить энерго- и материалоемкость производства. Здесь относительно новым для нашей страны ...
  • компании и бренды: Facebook
Компания Facebook обнародовала подробности, которые касаются покупки фотосервиса Instagram – сейчас завершается подготовка к этой сделке. Покупка Instagram станет самой крупной покупкой в истории Facebook. Одна из целей публикации ее подробностей – ...
  • компании и бренды: Samsung
Samsung Electronics продемонстрировала свою концепцию дизайна на международной выставке мебели Fuorisalone 2012 в миланском выставочном центре Superstudio Più. С 17 по 22 апреля Samsung представила на своём стенде видение современного дома, ...
  • компании и бренды: Acer, Apple, Asus, Cisco, Google, HP, Lenovo, Microsoft, Skype, Яндекс
Самая дорогая компания в мире – американская Apple – с начала 2009 года обеспечивает рост котировок не только себе, но и американскому фондовому рынку в целом. За это время компания увеличила собственную стоимость на 653%. Как полагают участники ...
  • компании и бренды: Apple, BlackBerry, Facebook, Microsoft, Nokia, RIM
Новые времена наступают. Новые или последние – это уже зависит от точки зрения. С одной стороны, последние времена вполне могут вскоре наступить для интернет-компаний, которые надули финансовый пузырь покруче, чем в конце 90-х. С другой стороны, ...
© 2024 PressEnter
                                            

Сайт работает на платформе Nestorclub.com