nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главнуюновостио проекте, реклама получить rss-ленту

Google дотянется до каждого землянина


Google дотянется до каждого землянина
Корпорация Google готовит новый супер-мега-проект с целью обеспечить широкополосный доступ в Интернет в самых отдаленных регионах земного шара. Сделать это предполагается при помощи целой флотилии высотных беспилотников с питанием от энергии Солнца, которые в Google именуют «атмосферными спутниками». Впрочем, это не единственный амбициозный проект такого рода.

Спутники или беспилотники?

На минувшей неделе американская газета The Wall Street Journal (WSJ) сообщила, что Google планирует вложить более $1 млрд в запуск 180 спутников, раздающих Интернет в районах планеты со слабо развитыми коммуникациями. Ссылаясь на некие источники, знакомые с проектом, газета пишет, что проект предполагает запуск 180 небольших спутников на первом этапе, после чего их количество может быть увеличено, а объем финансирования – дойти до $3 млрд.

В самой корпорации пока никак не комментируют публикацию в WSJ. Пресс-секретарь Google только заявила, что компания ориентирована на привлечение в Сеть сотен миллионов дополнительных пользователей. «Подключение к Интернету значительно улучшает жизнь людей. Тем не менее, у двух третей людей в мире нет доступа в Интернет вовсе», – сказала она, отказавшись от дальнейших комментариев.

По данным издания, главой спутникового предприятия Google назначен Грег Уайлер, ранее известный как основатель и президент O3b Networks Ltd. Он недавно перешел в Google вместе с бывшим директором по технологиям O3b. Также для работы над проектом наняты инженеры из спутниковой компании Space Systems/Loral LLC. Как говорит источник WSJ, у Уайлера от 10 до 20 подчиненных, он отчитывается перед Крейгом Барретом, который, в свою очередь, подотчетен непосредственно гендиректору Google Ларри Пейджу.

Однако главная интрига проекта – в его технологической составляющей. The Wall Street Journal пишет про некие «атмосферные спутники», которые обращаются на небольшом расстоянии от Земли. Однако таких спутников не существует в природе – есть «низкоорбитальные спутники», но они в атмосферу заходят только для того, чтобы сгореть в ней…

Так над чем же работают в Google? Ответ отыскался быстро. В 2013 году в Вашингтоне на международной выставке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) AUVSI’s Unmanned Systems американская компания Titan Aerospace показала два высотных беспилотных аппарата Solara 50 и Solara 60, которые она назвала «атмосферными спутниками». Каждый из них сможет подниматься на высоту порядка 20 км и оставаться там на протяжении пяти лет. Каждый такой аппарат может обеспечить связью территорию площадью 58 километров.

Размах крыльев БПЛА Solara – 50 м (почти как у стратегического бомбардировщика B-52!), каждый аппарат оснащен одним двигателем с воздушным винтом большого диаметра, питаемым от солнечных батарей (3000 фотоэлементов), которые размещены по всей поверхности крыльев и хвостового оперения. Солнечные батареи дают до семи киловатт мощности (около десятка лошадиных сил), часть которой идет на подзарядку литий-ионных аккумуляторов для работы электромотора в ночное время. Запуск аппарата будет осуществляется с катапульты, собственного шасси он не имеет. Полезная нагрузка для модели Solara 50 составляет 31 кг, а для модели Solara 60 – 100 кг. Рабочая высота БПЛА – от 18 до 24 километров – выбрана не случайно, а в силу особенностей этого слоя атмосферы. На такой высоте уже практически нет теней от облаков, там нет сильных воздушных потоков, а скорость ветра обычно не превышает 9 км/час.

По словам Тима Фаррара, главы консалтинговой компании TMF Associates, подобные дроны и низкоорбитальные спутники могут дополнять друг друга – первые способны предоставить высокоскоростной Интернет, но более точечно, тогда как спутники обеспечат большее покрытие для обширных районов, но с меньшей скоростью передачи данных.

Кстати, идея использовать для раздачи Интернета высотные беспилотники принадлежит не Google, а Facebook. Еще в начале марта этого года крупнейшая соцсеть сообщила о планах обеспечить интернет-доступом Африку, как раз используя дроны Solara 50 и Solara 60. Тогда компания Цукерберга попыталась купить уже упоминавшуюся компанию Titan Aerospace, однако руководство Google перехватило идею и само срочно выкупило Titan Aerospace – остается только догадываться, за какие деньги.

Другие проекты

Вообще же идея «тотального, всепланетного интернет-доступа» очень популярна в Кремниевой долине. Интерес в таких проектах для интернет-компаний состоит в том, что прирост аудитории у большинства из них замедляется, а в развивающихся странах потенциально можно предложить свои сервисы – и, разумеется, рекламу в Сети – еще пяти миллиардам человек.

Та же корпорация Google еще в минувшем году активно продвигала т.н. Project Loon, в рамках которого предлагалось использовать для раздачи Интернета воздушные шары. На аэростатах планировалось разметить только необходимое сетевое оборудование, а для передачи сигнала использовать наземные базовые станции и антенны на домах местных жителей.

В Калифорнии и в Новой Зеландии даже прошли успешные испытания аэростатов, предложенных для Project Loon. Эти наследники монгольфьеров в надутом состоянии имеют 15 метров в поперечнике и 12 – в высоту. Оболочка такого шара изготовлена из сверхпрочного материала, позволяющего аэростату находиться в небе более ста дней. Шар несет блок с оборудованием и солнечную батарею. На борту – три приемопередатчика (для связи между шарами, связи с землей и запасной), GPS и метеостанция. Высота полета – около 20 километров. Один шар может «раздавать» интернет на территорию площадью 40 кв. км.

На дома местных жителей, пожелавших получать Интернет с небес, должны были устанавливаться специальные антенны. Антенны, шары и наземная станция, обслуживаемая местным интернет-провайдером, формировали бы сеть, предоставляющую пользователю интернет-доступ со скоростью, аналогичной скорости в сетях 3G.

А в удаленных и малонаселенных районах США Google совместно с Microsoft с начала 2013 года разворачивает беспроводные сети, использующие стандарт Super Wi-Fi. Технология Super Wi-Fi имеет мало общего с привычным нам «бытовым» Wi-Fi – только название, предложенное Федеральным агентством США по связи. На самом деле эта технология использует для высокоскоростной передачи данных на большие расстояния так называемые «белые промежутки». Это неиспользуемые телевизионные частоты, предназначенные для предотвращения интерференции между телевизионными каналами. Сети Super Wi-Fi особенно удобны, когда требуется организовать публичные точки доступа, охватывающие большие территории: с помощью дециметровых волн можно с приемлемой скоростью передавать данные на расстояние до 160 км. К тому же дециметровые волны лучше, чем гигагерцевые, проникают через стены и водяной пар, обеспечивая хорошую связь при плохой погоде, а также изобилии естественных и искусственных препятствий.

Строительство тестовых сетей Super Wi-Fi началось сразу после разрешения, выданного на их использование Федеральным агентством США по связи сначала в Техасе, где такой сетью был охвачен кампус Университета Хьюстона, и далее в Вилмингтоне, Северная Каролина, где на основе Super Wi-Fi было создано несколько публичных точек доступа к интернету. «Белополосных» радиочипов, совместимых с бытовыми гаджетами, тогда еще не существовало, поэтому все эти решения представляли собой гибридные платформы, где связь с клиентским оборудованием осуществлялась по обычному Wi-Fi, а связь точек доступа друг с другом и с сервером интернет-провайдера – по Super Wi-Fi.

Тестирование показало эффективность новой технологии, и сейчас консорциум Air.U, занимающийся продвижением нового стандарта, насчитывает уже 500 членов, включая учебные заведения, провайдеров, интернет-компании, а также производителей программного обеспечения и сетевого оборудования, заинтересованных в развитии Super Wi-Fi. Как сообщает AFP, к концу 2013 года консорциум, активно поддержанный Google и Microsoft, собирается инсталлировать сети Super Wi-Fi в десятках сельских и удаленных районов США, где нет высокоскоростного беспроводного интернета, но действуют телевизионные ретрансляторы, а также в университетских кампусах.

Есть и неудачный опыт проведения «тотального Интернета» – у России. В сентябре 2012 года проект по обеспечению бюджетным спутниковым Интернетом абонентов из отдаленных районов Российской Федерации был признан нерентабельным и заморожен. Изначально с подачи Дмитрия Медведева было решено потратить на эти цели порядка 37 млрд руб., в том числе 5 млрд – из федерального бюджета.

О том, что проект заморожен, изданию РБК daily рассказал тогдашний глава Минкомсвязи Николай Никифоров. По его словам, исполнители проекта так и не поняли, как сделать услугу рентабельной, а государство соинвестировать проект без четкого понимания плана его коммерческой реализации не захотело. «В будущем мы сможем пересмотреть этот вопрос», – отметил он. Однако, когда именно ситуация может измениться и проект будет возобновлен, Николай Никифоров не уточнил. Не известно это и по сегодняшний день.

Идея развития дешевого спутникового Интернета была одобрена на одной из комиссий по модернизации под председательством Дмитрия Медведева в 2010 году и предполагала не только строительство наземной инфраструктуры, но и запуск спутников на геостационарную орбиту. Общий объем заявленных инвестиций был примерно 37 млрд руб., 4,7 млрд из которых планировалось запросить из федерального бюджета. По условиям проекта подрядчик – в данном случае «дочка» «Ростелекома» компания «РТкомм» – был обязан подключить около 1,1 млн абонентов по социальному тарифу. Окончательно, впрочем, проект не похоронен – «РТкомм» сейчас ведет переговоры с телекоммуникационной «дочкой» «Газпрома» – компанией «Газком», а также с НИИ Радио о создании чисто коммерческого проекта в этой области без социальных обременений.

«Сегмент спутникового Интернета действительно находится на грани рентабельности и очень сильно зависит от технологичности компании. Я имею в виду прежде всего технологию сжатия данных и управления пропускной способностью на спутнике. За последние два года "Радуга-Интернет" вложила более $5 млн в разработку таких технологий. Рынок в России мы оцениваем в 200-300 тыс. домохозяйств», – говорит генеральный директор российской компании «Радуга-Интернет» Александр Калмыков.

Проект развития спутникового Интернета в России был разработан НИИ Радио и ФГУП «Космическая связь» по заказу Минкомсвязи. Проект предполагал создание единого «коробочного» решения, что позволило бы пользователям выходить в Интернет из любой точки России: в комплекте абонентам должны были поставляться спутниковая VSAT-тарелка и приставка-декодер. Стоимость «коробки» предполагалась в районе 8 тыс. рублей. При этом скорость передачи данных при подключении к Интернету через спутник должна была составить 512 кбит/с.


авторы
Антон Платов
компании и бренды
Google
номер
2014/21

Еще из раздела технологии
Рост популярности облачной телефонии В Нюрнберге показали лучшие игрушки года ViewSonic представила на CES 2014 новые разработки AUO начала массовое производство WQHD-экранов с диагональю в 6 дюймов
© 2016 PressEnter